Скорость обращения денег
Изменение объема денежной массы определяется не только увеличением количества денег в обращении, но и ускорением их оборота.
Скорость обращения денег
- это быстрота их оборота при обслуживании сделок. Показатель скорости обращения денег определяется отношением ВВП к денежной массе (агрегату М2).
Как следует из закона денежного обращения, увеличение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы. [6, с.62]
Для анализа степени обеспеченности экономики денежными средствами используется показатель, который носит название коэффициент монетизации. Он рассчитывается как отношение среднегодовой величины денежной массы (М2) к номинальной величине ВВП. Таким образом, коэффициент монетизации является величиной, обратной скорости обращения денег.
По данным ЦБР [15], скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за первое полугодие 2010 г. на 4,5% (за первое полугодие 2009 г. - на 0,7%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 33,8 до 35,4%.
За январь-июнь 2010 г. объем депозитов организаций и населения в иностранной валюте уменьшился в долларовом эквиваленте на 7,5%, тогда как он возрос на 11,8% за тот же период 2009 года. При этом депозиты организаций снизились на 3,6%, населения - на 11,3% (в первом полугодии предыдущего года - выросли на 10,0 и 13,8% соответственно).
Широкая денежная масса (включающая депозиты в иностранной валюте) за первое полугодие 2010 г. возросла на 6,8% (за аналогичный период 2009 г. ее рост составил 1,7%). Скользящие годовые темпы ее прироста на 1.07.2010 составили 22,2%, тогда как на 1.07.2009 они были равны 7,1%.
За первое полугодие 2010 г. рост широкой денежной массы составил 1321,2 млрд. руб., при этом чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 811,4 млрд. руб., а внутренние требования - на 960,3 млрд. рублей. (За первое полугодие 2009 г. широкая денежная масса возросла на 280,8 млрд. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 851,7 млрд. руб., внутренних требований - на 431,3 млрд. рублей.) Рост внутренних требований в большей степени был обусловлен ростом требований к организациям и населению (особенно во II квартале), тогда как чистый кредит органам государственного управления остался практически без изменений.