Налично-денежное обращение в РФ
Налично-денежный оборот
представляет собой совокупность платежей за определенный период времени и отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.
[6, с.40]
Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах составляет меньшую часть, он имеет большое значение. [5, c.106]
Сфера использования наличных денег преимущественно связана с доходами и расходами населения:
ü расчетами населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;
ü оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;
ü внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;
ü выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;
ü выдача кредитными организациями потребительского кредита;
ü оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;
ü платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;
ü уплата населением налогов в бюджет.
Как правило, между предприятиями налично-денежное обращение незначительно, поскольку основные расчеты осуществляются безналичным путем.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ [п. "б" ст.114] как исполнительный орган страны "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики". Особая роль в осуществлении денежной политики государства возлагается в соответствии со ст.75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Данной статьей на ЦБ РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а также основная функция по организации денежного обращения России, которую он должен осуществлять независимо от других органов государственной власти, - защита и обеспечение устойчивости российского рубля.
Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного обращения России дана в федеральных законах "О Центральном банке" и "О банках и банковской деятельности", где также установлен используемый им при этом нормативный инструментарий. Ключевые законодательные моменты данных федеральных законов о роли и месте ЦБ РФ (Банка России) в организации и регулировании национального денежного обращения были рассмотрены в предыдущем параграфе данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком России, не дает представления о порядке оперативного регулирования денежного обращения страны, документах, определяющих этот порядок.
Оперативное регулирование Банком России денежного обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства - Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.
Так, гл.46 [1, ст.861] предусматривают, что "расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами [1, ст.140] без ограничения суммы или в безналичном порядке", а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что "расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом".
Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:
· Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]
· Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;
· Положение "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.
Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного денежного обращения в РФ: