Заключение
В условиях развивающегося в России экономического кризиса, обусловившего существенный спад производства и значительное снижение уровня жизни широких масс населения, ускоренное развитие страхования явилось бы, с одной стороны, источником внутренних инвестиционных ресурсов, так необходимых российской экономике, а с другой стороны, важным инструментом социальной защиты граждан и обеспечения имущественных интересов предприятий. В настоящее время становится очевидным, что одним из факторов, тормозящих развитие страхования в России, является несовершенство налогового законодательства.
Исходя из изложенного, участники заседания предлагают в самые кратчайшие сроки принять следующие меры:
1. Учитывая принимавшиеся в последние два года попытки реформирования отечественной налоговой системы, а также недавние инициативы Правительства России, связанные с внесением изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, сформировать рабочую группу из представителей Министерства по налогам и сборам (Государственной налоговой службы), Министерства финансов и Всероссийского Союза страховщиков, нацелив ее на выработку единого комплексного подхода к вопросам взимания налогов, сборов и уплаты иных обязательных платежей в страховой сфере. Такой орган позволил бы заложить под государственное регулирование налогообложения страховых организаций научно-обоснованную методическую базу, которая в настоящее время отсутствует, подготовить и вооружить налоговые органы соответствующим инструментарием, необходимым для выработки единой практики применения налогового законодательства на всей территории Российской Федерации.
2. В целях координации мер государственного регулирования страховой деятельности со стороны органов исполнительной власти, в том числе и по вопросам налогообложения, вновь образовать Экспертный Совет по вопросам страхования при Правительстве Российской Федерации. Следует признать ошибкой ликвидацию данного органа, совпавшую по времени с ликвидацией Росстрахнадзора, поскольку эти действия явно не способствовали усилению внимания Правительства к проблемам становления и развития национального страхового рынка.
3. Принимая во внимание громадные возможности, которые заложены в долгосрочном страховании жизни как потенциальном стратегическом источнике внутренних инвестиционных ресурсов в российскую экономику, издать постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по развитию долгосрочного страхования жизни», предусмотрев в нем конкретные меры, направленные на стимулирование у работодателей экономической заинтересованности в проведении данного вида страхования в отношении своих работников.
4. При подготовке и принятии изменений и дополнений в законодательные и подзаконные акты о налогообложении предусмотреть налоговые стимулы для налогоплательщиков-страхователей в виде:
- увеличения для предприятий и организаций размера отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на добровольное страхование с 1 до 3% объема реализуемой продукции (работ, услуг);
- разрешения предприятиям и организациям относить на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на добровольное долгосрочное (не срок не менее 5 лет) страхование жизни в размере 3 % объема реализуемой продукции (работ, услуг);
- исключения из совокупного годового дохода налогоплательщиков-граждан уплачиваемых ими сумм страховых взносов по добровольному страхованию и, прежде всего, по долгосрочному страхованию жизни.
5. Обеспечить равные с точки зрения налогообложения условия для деятельности страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов по развитию негосударственного пенсионного обеспечения (страхования), имея в виду как принятие мер законодательного характера, так и включение представителей страхового сообщества в Программу реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
6. При решении вопроса о законодательном урегулировании уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды не допускать неограниченного и некорректного расширения объекта обложения взносами, какими бы мотивами это не диктовалось, и не отбрасывать при этом опыт действующей системы, имеющей не только многолетнюю практику, но и экономическую обоснованность и основанность на законе.