Проблемы налоговой реформы: совершенствование налогообложения в страховой сфере
6. Еще одним фактором, способствующим развитию теневой экономики, является построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1, 5 - 2% налогоплательщиков в год. Такая низкая вероятность попасть под проверку, в сочетании с весьма умеренными санкциями за выявленные нарушения, прямо провоцирует граждан и предприятия искажать отчетность, скрывая доходы. Результаты проверок устойчиво показывают, что число выявленных нарушений превышает число проверяемых предприятий. Таким образом, налоговые нарушения имеются повсюду и стали уже не нарушением нормы, а нормой экономического поведения. Между тем капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев, крайне сложно вернуться в производственную сферу - инвестиции стали настолько необычным явлением, что, несомненно, привлекут внимание налоговых органов к источнику средств.
Согласно имеющимся оценкам, в ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна имеет развитую правовую систему, мощную и обладающую опытом многих десятилетий налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В России, где все это отсутствует, невозможно даже достоверно оценить те, несомненно, огромные средства, которые выталкиваются налоговой системой из производительного оборота и даже вообще из страны. Очень приблизительную оценку можно получить из соотношения между теоретическими ставками налогов (в среднем 46% вновь созданной стоимости) и фактическим поступлением налогов в бюджет (в федеральный - 9, 1% официально учтенного ВВП в 1997 году, в консолидированный - 13–17% ВВП). Разница в несколько раз между этими величинами образуется не только за счет тяжелого экономического положения предприятий, но также в результате использования льгот и уклонения от налогов, практикуемого повсеместно.
Наличие всех этих проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов развития социально-экономического и политического кризиса в стране, наконец, в третьих, что реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.