Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью

а) срок предоставления кредита;

– сократить кредитный период, привлекая покупателей новой продукцией и повышенным качеством существующей;

б) размер предоставляемого кредита

– установить кредитный лимит с учетом типа кредитной политики, планируемого объема реализации услуг на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации, финансового состояния организации кредитора;

в) стоимость предоставления кредита

– характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за продукцию. Установить стоимость товарного или потребительского кредита, имея в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту, т.к. покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке;

г) система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями

– формируется в процессе разработки кредитных условий; должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации - кредитора.

2. Сформировать системы стандартов оценки покупателей, включая следующие элементы:

а) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей по следующим критериям:

– объем хозяйствующих операций с покупателей и стабильность их осуществления;

– репутация покупателя в деловом мире;

– платежеспособность покупателя;

– результативность хозяйственной деятельности покупателя;

– объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредитора при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве;

б) формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей:

– информационная база состоит из сведений предоставляемых непосредственно покупателям; данных формируемых из внутренних источников; информации, формируемой из внешних источников;

в) группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности:

– основывается на результатах ее оценки и делит покупателей на категории:

– покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме;

– покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме

– покупатели, которым кредит не предоставляется.

3. Сформировать процедуры инкассации дебиторской задолженности

а) должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежа;

б) должны быть предусмотрены возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;

в) должны быть предусмотрены условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов

4.Обеспечить использование в предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

а) факторинг

– заключается в уступке организацией – продавцом права получения денежных средств по платежным документам за оказанные услуги в пользу банка или «фактор – компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. Факторинговая операция позволяет организации продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла;

б) учет векселей, выданных покупателями продукции

- предоставляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

Предложенные мероприятия позволят снизить срок оборачиваемости дебиторской задолженности организации 70 до 40 дней и сумму дебиторской задолженности до 12700 тыс.руб.

Изменится коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность. Он будет равен 0,4. В таблице 3.2 представлены показатели финансовой устойчивости при указанной предполагаемой сумме дебиторской задолженности.

Таблица 3.2 – Расчет показателей финансового состояния с учетом рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью, в тыс. рублей

Показатели

Значение показателя 2009 год

Прогнозируемое значение показателя

1

2

3

I. Исходные данные

   

1. Внеоборотные активы.

19031

19031

2. Оборотные активы

35094

26830

2.1 дебиторская задолженность

20964

12700

3. Выручка от реализации.

101926

101926

4.Сумма однодневного оборота по реализации продукции (стр. 3 / 365)

279,25

279,25

II. Показатели финансового состояния

   

5.Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (стр. 2.1 / стр. 2)

0,6

0,4

6.Средний период инкассации дебиторской задолженности (стр. 2.1 / стр. 4)

75

46

7.Количество оборотов дебиторской задолженности (стр. 3 / стр. 2.1)

5

8

Перейти на страницу: 1 2 3