Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью
а) срок предоставления кредита;
– сократить кредитный период, привлекая покупателей новой продукцией и повышенным качеством существующей;
б) размер предоставляемого кредита
– установить кредитный лимит с учетом типа кредитной политики, планируемого объема реализации услуг на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации, финансового состояния организации кредитора;
в) стоимость предоставления кредита
– характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за продукцию. Установить стоимость товарного или потребительского кредита, имея в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту, т.к. покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке;
г) система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями
– формируется в процессе разработки кредитных условий; должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации - кредитора.
2. Сформировать системы стандартов оценки покупателей, включая следующие элементы:
а) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей по следующим критериям:
– объем хозяйствующих операций с покупателей и стабильность их осуществления;
– репутация покупателя в деловом мире;
– платежеспособность покупателя;
– результативность хозяйственной деятельности покупателя;
– объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредитора при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве;
б) формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей:
– информационная база состоит из сведений предоставляемых непосредственно покупателям; данных формируемых из внутренних источников; информации, формируемой из внешних источников;
в) группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности:
– основывается на результатах ее оценки и делит покупателей на категории:
– покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме;
– покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме
– покупатели, которым кредит не предоставляется.
3. Сформировать процедуры инкассации дебиторской задолженности
а) должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежа;
б) должны быть предусмотрены возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;
в) должны быть предусмотрены условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов
4.Обеспечить использование в предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
а) факторинг
– заключается в уступке организацией – продавцом права получения денежных средств по платежным документам за оказанные услуги в пользу банка или «фактор – компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. Факторинговая операция позволяет организации продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла;
б) учет векселей, выданных покупателями продукции
- предоставляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.
Предложенные мероприятия позволят снизить срок оборачиваемости дебиторской задолженности организации 70 до 40 дней и сумму дебиторской задолженности до 12700 тыс.руб.
Изменится коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность. Он будет равен 0,4. В таблице 3.2 представлены показатели финансовой устойчивости при указанной предполагаемой сумме дебиторской задолженности.
Таблица 3.2 – Расчет показателей финансового состояния с учетом рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью, в тыс. рублей
Показатели |
Значение показателя 2009 год |
Прогнозируемое значение показателя |
1 |
2 |
3 |
I. Исходные данные | ||
1. Внеоборотные активы. |
19031 |
19031 |
2. Оборотные активы |
35094 |
26830 |
2.1 дебиторская задолженность |
20964 |
12700 |
3. Выручка от реализации. |
101926 |
101926 |
4.Сумма однодневного оборота по реализации продукции (стр. 3 / 365) |
279,25 |
279,25 |
II. Показатели финансового состояния | ||
5.Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (стр. 2.1 / стр. 2) |
0,6 |
0,4 |
6.Средний период инкассации дебиторской задолженности (стр. 2.1 / стр. 4) |
75 |
46 |
7.Количество оборотов дебиторской задолженности (стр. 3 / стр. 2.1) |
5 |
8 |