Заключение
Таким образом, для улучшения состояния региональных бюджетов предлагаются следующие меры:
1. Создание условий для развития доходной базы;
2. Среднесрочное бюджетное планирование;
3. Антициклическая финансовая политика;
4. Оптимизации расходов региональных бюджетов;
5. Повышение прозрачности и стабильности межбюджетных
отношений;
6. Мобилизация источников финансирования дефицита
региональных
бюджетов, управление государственным (муниципальным)
долгом.
Также сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы в федеральном бюджете: для инвестирования стратегически важных отраслей и объектов; для оказания финансовой поддержки и создания точек роста в проблемных регионах. Создать локальные свободные экономические зоны с целью увеличения самодостаточных регионов.
Целесообразно сократить практику необоснованного предоставления индивидуальных налоговых льгот, упорядочить систему определения особого налогового режима отдельных регионов.
Установить в крайне бедных районах льготный режим налогообложения прибыли предприятия, в части перечисляемой в федеральный бюджет. При выдаче органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гарантий и поручительств необходимо учитывать соблюдение следующих условий: бюджетные средства предназначены для выполнения задач и функций государства, в том числе для обеспечения населения необходимыми услугами и социальными гарантиями; бюджетными средствами запрещено рисковать, и поэтому необходимо расходовать их только в соответствии с общественными нуждами, а не с коммерческими интересами; бюджетные средства не должны препятствовать развитию конкуренции путем создания предпосылок для возникновения рыночных диспропорций, а потому должны осуществляться только на конкурсной основе на условиях платности.
Реализация предлагаемых мер позволит оздоровить состояние региональных и местных бюджетов, а также всей бюджетной системы страны. Переориентация нерациональных расходов региональных и местных бюджетов должна быть нацелена, прежде всего, на финансирование таких социально значимых отраслей, как образование, наука, здравоохранение. Одной из открывающихся возможностей может стать увеличение оплаты труда, пенсий и других выплат населению.
Однако такие действия должны быть просчитаны с учетом анализа расходов и доходов собственно федерального бюджета, сложившейся территориальной структуры налоговой базы, а также возможности повышения эффективности бюджетных расходов в образовании, здравоохранении и других областях социальной сферы. Реализация высказанных предложений невозможна без снижения административных барьеров, ликвидации добровольно-принудительных сборов, практикуемых на региональном и местном уровнях, устранения коррупции.
Для второго этапа характерен переход к нейтралистической концепции налоговой политики, суть которой состоит в снижении налоговых ставок и расширении налоговой базы за счет отмены многочисленных льгот. Это должно свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения и дать свободу действиям рыночных сил.
Показателями эффективности функционирования налоговой системы являются: профицит федерального бюджета, увеличение бюджетов регионов, уменьшение задолженности.
Суверенитет отельных территориальных единиц страны является мощным импульсом для мобилизации региональных интересов.
И чем выше уровень экономического развития регионов, тем выше уровень экономического развития всей страны. И очень важно увеличить количество самодостаточных регионов. Необходимо обеспечить автономность региональных бюджетов. Распределить налоговые полномочия с учетом расходных обязательств регионов и необходимости предоставления кредитов для развития важных для региона отраслей экономики.
Также необходимо предоставить самостоятельность и повысить ответственность региональных органов власти в проведении налоговой политики.