Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выс­тупает в качестве:

- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промыш­ленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника - при торговле акциями в ходе при­ватизационных аукционов;

- регулятора — при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регули­рование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: пря­мое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рын­ка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участ­ников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу­ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко­номические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожде­ние от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер за­работной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет­ные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные пред­приятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных органов, регулирующих рынок цен­ных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в ре­зультате в качестве регулирующих инстанций выступают Цент­ральный банк РФ и небанковские государственные органы;

- масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций прива­тизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

- неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

а) Глав­ное правовое управление и Контрольное управление Администра­ции Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществля­ет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Пре­зидента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через феде­ральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распо­ряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных испол­нителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной ра­боты утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;

в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федераль­ным органом исполнительной власти по проведению государ­ственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бу­маг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФСФР принимает решения по вопросам регу­лирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нор­мативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.

ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, при­остановления и аннулирования генеральных лицензий на осуще­ствление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принима­ются при согласии не менее половины ее членов и подписывают­ся председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случа­ях, предусмотренных законодательством РФ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6