Заключение.
Принятие соответствующих изменений и дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль над государственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.
Другой важный вопрос: как распорядиться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кредитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.
Начиная с 2000 года, кредитные рейтинги России неуклонно завоёвывали всё новые и новые высоты. На данный момент вкладывание денег в российские ценные бумаги не сопряжено с теми огромными рисками, существовавшими в пост-девальвационный период. Всё это ведёт к удешевлению российского долга, что благоприятно сказывается на нашей экономике.
В кратчайшие сроки правительству необходимо решить следующие первостепенные задачи:
- поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства,
- обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.
Это позволит избежать нежелательных последствий для российской экономики.
Но не будем забывать, что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём задолженности перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом её внешнего долга. Но в большинстве своём это просроченная и безнадёжная задолженность. Однако именно эти средства могут стать механизмом регулирования долгом. Списывая или реструктурируя задолженность перед нашими должниками, Россия может ждать ответных позитивных мер в отношении собственного долга. Лишь недавно в конце ноября мы списали 80% задолженности Ирака, но следует напомнить, что все 100% задолженности считались безнадёжными, но теперь оставшиеся 20% Россия может направить на выплату суверенного долга.
В общем и целом произошедшие изменения в области государственного долга носят позитивную окраску. Конечно же, существуют и негативные стороны, но главное, что никто не может отрицать, это реальное сокращение долгов. Ускорение данного процесса, на мой взгляд, позволит в долгосрочной перспективе избавить будущие поколения от наследия кризисных периодов начала 90-х.
[1] А.Г. Саркисянц " Независимая Газета"
[2] по данным министерства финансов США на 18.10.2004.
[3] Никитин В. Сколько и кому мы все-таки должны // РФ сегодня. 2002. №1.
[4] Глава 14 статья 97 Бюджетного Кодекса РФ.
[5] Шохин А. Н. Внешний долг России. - М.: 1997. С. 163
[6] По данным Минфин.
[7] РосБизнесКонсалтинг\\15.06.2003
[8] Кузьменко Антон Митрофанова Элеонора Назаренко Борис Группа независимых экспертов
[9] по данным МВФ.
[10] по данным Rambler-Медиа
[11] Инвестиционная компания Файнэншл Бридж
[12] Рамблер Интернет Холдинг
[13] Алексей Кудрин // “Профиль”
[14] 15.09.2004 | РИА Ореанда
[15] По данным РосБизнесКонсалтинг.
[16] «Ведомости»\\01.11.2004
[17] Илларионов А. Платить или не платить // Вопросы экономики. 2001. №10