Анализ лизинга железнодорожного оборудования и техники
Во-первых, произошли изменения в российском законодательстве – в Налоговом кодексе, Федеральном законе "О финансовой аренде (лизинге)", – позволившие существенно увеличить нормы и сократить сроки амортизации на железнодорожную технику и оборудование; появилась возможность варьировать сроками в пределах границ амортизационных групп; было отменено ранее существовавшее ограничение, согласно которому срок договора лизинга должен совпадать или превышать срок амортизации. Однако, с другой стороны, сокращение нормативных сроков амортизации позволило включить в лизинговый оборот новые виды имущества.
Во-вторых, произошло улучшение ситуации в стране с условиями и возможностями кредитования инвестиционных проектов. У лизинговых компаний появилась возможность финансировать долгосрочные сделки за счет банковских кредитов и собственных средств.
В-третьих, повысился уровень ликвидности передаваемого в лизинг железнодорожного имущества. В настоящее время на него наблюдается высокий спрос со стороны перевозчиков. Здесь следует учитывать два фактора: большой износ основных средств (по данным РАО "РЖД" – 82,4 %) и потребность в увеличении объемов перевозок.
В-четвертых, произошло осознание преимуществ лизинга по сравнению с обычными схемами приобретения основных фондов. Инвестиции в основной капитал железнодорожного транспорта страны в 2005 году составляли в пересчете свыше 6,54 млрд долл. "Лизингоемкость" инвестиций в этой отрасли экономики была заметно выше среднего уровня по стране и составила 21,7 %.
Около 74 % от суммы всех инвестиций в железнодорожный транспорт приходилось на инвестиции, осуществленные в РАО "РЖД", и, соответственно, 16 % на инвестиции, которые произвели другие компании-операторы. Такая структура обусловлена существенными расходами не только на модернизацию и приобретение основных фондов, на техническое перевооружение ремонтных, электротехнических заводов, проектно-конструкторских, строительных, электроснабженческих и других организаций.
В 2005 г. на долю РАО "РЖД" приходилось 63,3 % от стоимости новых заключенных договоров лизинга железнодорожного имущества страны. Еще 36,7 % приходится на других лизингополучателей. Удельный вес стоимости новых лизинговых операций в общем объеме инвестиций в основной капитал составил по РАО "РЖД" 18,7 %, а по другим компаниям-операторам – 30,3 %.
Предметы лизингового бизнеса
Среди предметов российского лизинга железнодорожного транспорта большое количество наименований. Это пассажирские и грузовые вагоны и полувагоны, цистерны, фитинговые платформы, думпкары, хопперы, контейнеровозы, рефрижераторные секции, минераловозы, тепловозы, электровозы, мотор-вагонный подвижной состав (повышенной комфортности), пригородные электропоезда, рельсовые автобусы, а также железнодорожные краны, специальные машины и другая путевая техника.
Наиболее популярными для лизинговых сделок в предыдущие годы были цистерны для перевозки нефти и светлых нефтепродуктов. Затем, по мере насыщения потребностей, наибольшим спросом у лизингополучателей стали пользоваться полувагоны. Популярность полувагонов определяется тем, что они пригодны для перевозки большинства видов грузов различного назначения. В течение последнего года активно в лизинг передаются пассажирские вагоны [3, с. 25-27].