Масштабы лизингового бизнеса России
Факторами, способствующими росту объемов отечественного лизинга, являются:
· улучшение экономической ситуации в стране;
· рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;
· обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;
· улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);
· увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;
· рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;
· разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;
· развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.
Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:
· администрирование налогообложения;
· большие проблемы с НДС; произвол налоговых органов;
· правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость)
· ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;
· неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;
· отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;
· недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;
· проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране [1, с.28].
В мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки, является для него гарантией (зачастую единственной п достаточной) успешного осуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. Вследствие этого основными клиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия, которым труднодоступно иное финансирование [8, с. 61].