Определение налоговой нагрузки предприятия
Налоговое планирование – это допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения налоговых обязательств, планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.
Под налоговым планированием так же понимают выбор хозяйствующим субъектом вариантов различных правовых конструкций (системы налогообложения, вида договора, учетной политики и др.) с целью снижения налоговой нагрузки.
Дистанция между существующей и критической налоговой нагрузкой вынуждает налогоплательщиков анализировать действующую систему налогообложения. В этой связи под налоговым планированием следует понимать способ выбора оптимального сочетания инструментов, снижающих налоговую нагрузку в рамках действующего налогового законодательства, учитывая существующие возможности в процессе управления налоговыми платежами.
Практика становления и развития налоговой системы, как в зарубежных странах, так и в России показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих автоматически вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налоговой нагрузки.
Данная зависимость имеет объективные причины существования, среди которых можно выделить две, наиболее значимые:
- чем меньше сумма налогов, тем больше финансовых ресурсов остается в распоряжении налогоплательщиков;
- чем ближе к установленному сроку платежа уплачены налоги, тем дольше денежные средства находятся в обороте хозяйствующих субъектов.
Как результат, снижение налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.
Поэтому можно говорить о необходимости анализа уровня налоговой нагрузки в процессе налогового планирования.
Как отмечает Е.В.Чипуренко, в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Для отражения данного влияния часто применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения» и т.д.
Категория «налоговая нагрузка» по-разному трактуется представителями экономической мысли.
Так, под налоговой нагрузкой, очень часто, подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации.
Так же термин «налоговая нагрузка» трактуется как «совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора».
Налоговая нагрузка так же понимается как «обобщенная количественная и качественная характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков».
В целом, совокупная налоговая нагрузка характеризует долю налоговых платежей в совокупных доходах налогоплательщика и может быть определена следующим образом:
Совокупная налоговая нагрузка = Доходы / Совокупные налоговые платежи x 100%.
На текущий момент предприятиям и организациям в части оценки налоговой нагрузки, предложены следующие показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики:
1. доля налогов в выручке – сумма всех начисленных налогов / выручка;
2. доля налогов в активах – сумма всех начисленных налогов / активы;
3. доля налогов в себестоимости – сумма всех начисленных налогов / себестоимость и т.д.
Все предлагаемые коэффициенты можно оценить с точки зрения возможности или невозможности их повсеместного использования и качества получаемых результатов.
Так первый коэффициент может использоваться предприятиями и организациями, применяющими любую систему налогообложения. Однако он будет сильно отличаться для предприятий разных отраслей. Использование второго коэффициента сомнительно для большинства компаний. Его применение целесообразно только для компаний, которые непрерывно наращивают свою капитализацию через увеличение внеоборотных активов. Результат расчета этого коэффициента будет сильно отличаться для компаний разных отраслей, разного масштаба, работающих на разных системах налогообложения.