Проблемы и методы оценки финансового состояния предприятия
Сегодня основная методологическая база для оценки финансового состояния предприятий — анализ балансовых коэффициентов. Данный подход надежен, он применялся еще при плановой экономике и даже выступал в качестве методологической основы для таких практических моделей, как оценка кредитоспособности.
Секрет его популярности кроется не только в простоте, но и в возможности как текущего, так и перспективного сравнительного анализа. Но именно в этом одновременно скрывается и его слабость. Таблицы отраслевых коэффициентов, публикуемые на Западе в помощь теоретикам и практикам, представляют собой своеобразную систему координат, построенную на многолетних данных о достаточно устойчивом экономическом развитии. Иными словами, то же значение коэффициента абсолютной ликвидности порядка 0.2 — 0.25, предлагаемое нашими специалистами в качестве ориентира, отражает пропорцию, складывавшуюся в течение десятилетий более или менее стабильного хозяйствования, а не некоторую теоретически обоснованную величину.
Однако, считая этими же методами, мы получим коэффициент ликвидности порядка 0,0005 или скорости оборота запасов в 700 дней.
Причины, приведшие к искажению балансовых пропорций отчетности предприятий, достаточно ясны. Это и институциональные преобразования, и резкие колебания экономической конъюнктуры, и непоследовательное поведение самих предприятий. Анализ затрудняется и достаточно противоречивым наследием плановой экономики, когда искажение стоимостных параметров не могло не отражаться на общем финансовом состоянии предприятий.
То есть предложенный последовательный подход к определению стоимости предприятий, не дает полной объективности оценки.
Существуют ли способы оценить состояние предприятия в столь запутанных противоречивых условиях? Один из них — аудиторская проверка. Но, как показывает практика, аудит промышленного предприятия пусть среднего масштаба — это не проверка коммерческого магазина и даже не банка. В принципе полноценный аудит промышленных предприятий — задача, которая многим отечественным аудиторским фирмам не под силу. Хотя польза даже от поверхностных проверок будет немалая.
Второй способ – определение стоимости капитала предприятия и его рыночной цены на основе не балансовых показателей, а ориентировочных рыночных оценок активов. При этом возникает масса проблем, решение которых приводит к очень противоречивым результатам. Весьма показательным является применение зарубежных методик риелторскими фирмами при оценке объектов недвижимости. Получаемые данные иногда значительно разнятся. Еще сложнее оценить ликвидность оборудования и запасов. Имеющиеся на сегодня рыночные оценки также могут нести искаженную информацию. Между тем пообъектная оценка активов предполагает существование именно развитых рынков с устоявшимися ценовыми пропорциями и элементами затрат, включающих в большей или меньшей степени даже трансакционные издержки.
Третий метод определения цены предприятия — оценка его доходности, так как цена любого актива представляет собой дисконтированную величину будущих доходов. В случае с предприятием его цена выступает в качестве некой постоянной величины; при этом чистый доход дисконтируется по стоимости капитала предприятия. Стоимость капитала традиционно рассчитывается как средневзвешенная по стоимости собственного и заемного капитала, где базой расчетов являются процент и доходность акций. И если стоимость заемного капитала может приниматься по рыночной ставке, то доходность собственного капитала практически нигде не указывается. Правда, стоит учесть и то, что доля заемного капитала за последние годы заметно возросла.
В этой ситуации можно предположить, что предприятие полностью распределяет чистый доход. В таком случае доходность акций становится равной доходности самого предприятия, и стоимость капитала принимается близкой к рентабельности. Но поскольку рентабельность сама определяется через доход, то возникает своеобразный замкнутый круг.
Возможное решение проблемы — интегрирование в значение стоимости капитала фактора инфляции. Методологически это будет верным шагом, поскольку стоимость капитала есть ставка дисконта, которая и должна включать в себя фактор инфляции, в то время как рентабельность есть одномоментный показатель. Тогда чистый доход должен быть разделен на произведение фактора рентабельности и фактора инфляции, что и дает нам рыночную цену фирмы на настоящий момент.
Возникает еще одна проблема: выбор фактора инфляции. При этом инфляцию желательно учитывать в параметрах, близких к движению оптовых цен.