Качественный анализ финансовых рисков на примере производственного предприятия
Распределим риски по их видам и группам, дадим им оценку по шкале от 1 до 10 (ранжировка от (1) – лучшие до (10) – худшие), оценим экспертно их вес (каждому риску присвоим качественное весовое значение) и значение. При этом, значение риска – это результат умножения оценки и веса.
Результаты распределения рисков по группам и видам для исследуемого предприятия (ОАО «АЗ «Урал») представлены в таблице Приложения 3.
Итак, обобщенная оценка риска с точки зрения предпринимательского климата РФ следующая (уровень риска – общегосударственный/ региональный).
Риск можно классифицировать как внутриэкономический, внешнеэкономический и социально-политический, что позволяет оценить инвестиционную привлекательность как Южно-Уральского региона, так и России в целом. При этом каждый вид риска характеризуется несколькими показателями. Значения этих показателей определены в баллах экспертным путем, причем каждый из показателей в системе оценки имеет свой вес, соответствующий его значимости. Полученные в процессе экспертизы баллы суммированы по всем показателям с учетом весовых коэффициентов. Образованная обобщенная оценка данного вида риска по данному региону рассчитывается как :
(1)
где r – значение каждого показателя в баллах;
A – весовой коэффициент;
R – обобщенная оценка риска.
Наиболее значимыми являются такие группы риска, как социально-политический риск (обобщенная оценка 6,57) и внутриэкономический риск (обобщенная оценка 6,85).
Общеэкономический, или общегосударственный риск, связанный с политическим и экономическим положением в РФ, определяется предпринимательским климатом, созданным в Южно-Уральском регионе и РФ по экспертным оценкам, указанным выше (табл. 2).
Приведем оценку рисков по их видам с с точки зрения влияния на доходность предприятия, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Оценка рисков по видам с точки зрения влияния на доходность предприятия
Риски |
Коэффициент влияния на доходность |
Конкуренция других предприятий с более низкой ценой Компенсационные мероприятия: Проведение маркетинговых исследований |
0,95 |
Отсутствие сведений о нашем предприятии Компенсационные мероприятия: Проведение рекламных мероприятий |
0,95 |
Отсутствие покупательского спроса на этот вид товара Компенсационные мероприятия: Поиски новых ниш рынка сбыта |
0,99 |
Уменьшение объема производства на продукцию с данными потребительскими свойствами |
1,0 |
В проекте предусмотрены затраты на модернизацию продукции, увеличение затрат в связи с необходимостью создания дилерской, сервисной сети Компенсационные мероприятия: Предусмотреть затраты на дополнение к функциям уже имеющейся дилерской сети |
0,9 - 0,95 |
Необходимость введения системы скидок (в цене продукции учтена эта вероятность) |
1,0 |
Задержка в оплате (в расчете учтена эта вероятность) |
1,0 |
Страховые расходы |
0,99 |
Организационные риски | |
Сложности с подбором кадров рабочей группы Компенсационные мероприятия: Структурная реорганизация проектных подразделений и введение системы стимулирования |
0,95 |
Проблемы со своевременными поставками материально-технических ресурсов |
0,97 |
Сложности с организацией сбытовой сети |
0,95 |
Внутризаводская неритмичность производства |
0,98 |
Технические риски | |
Необходимость конструкторской доработки в ходе производства |
0,99 |
Необходимость доработки технологии изготовления узлов и агрегатов в ходе производства |
0,99 |
Рекламации на поставленную продукцию из-за некачественных комплектующих |
0,99 |