Повышение сберегательной активности населения
Главное препятствие вовлечения в финансовый оборот этой группы ресурсов — низкий уровень сбережений домохозяйств — основных провайдеров долгосрочных ресурсов для экономики. Высокая инфляция, доступность потребительского кредита и недоверие к финансовым институтам во многом способствовали снижению сбережений населения. В 2007 г. население сберегло лишь 8,9% доходов (в 2006 — 10,3%), что свидетельствует о необходимости стимулирования сберегательной активности населения.
Это, пожалуй, самый сложный в реализации этап, однако без него невозможно поддержать расширение ресурсной базы финансовых институтов после 2015 г., когда эффект вовлечения государственных сбережений будет исчерпан, а прирост ресурсов за счет капитализации начнет затухать. Эффект от стимулирования сберегательной и инвестиционной активности населения будет ощутимым и за пределами 2020 г. Чтобы вовлечь эти ресурсы, необходимо скорректировать горизонт планирования (сегодня он крайне низок, люди живут сегодняшним днем, наконец-то почувствовав преимущества общества потребления). Потенциально объем ресурсов, которые можно вовлечь в оборот из сбережений домохозяйств — это 3—5 трлн рублей (и это без учета выведенных в оффшоры и иностранные активы средств наиболее обеспеченной части населения).
Помимо общей макроэкономической стабильности и снижения инфляции ниже уровня средних ставок по депозитам, требуются дополнительные меры. В качестве важнейших механизмов, работающих на вовлечение сбережений населения, рассматриваются повышение финансовой грамотности, «вмененные» сбережения, введение жилищных вкладов с повышенными гарантиями для накопления первоначального взноса для ипотеки.
Сравнительно низкие показатели нормы сбережения населения требуют разработки мер по интенсификации процессов создания и инвестирования долгосрочных сбережений. В настоящее время фундаментальной причиной низкой нормы сбережений является короткий горизонт планирования и высокая ставка дисконтирования будущих доходов населения. По мере укрепления доверия к проводимой государством макроэкономической политике, снижения инфляции и развития финансового рынка (ссудо-сберегательные кассы, пенсионные фонды) возможно снижение налогов, чтобы перенести основной центр формирования внутренних сбережений из сферы государственных финансов на сектор домохозяйств и корпоративный сектор. При этом для населения потребуется специальная система мер, которая бы стимулировала создание и инвестирование долгосрочных сбережений.
Текущая ситуация характеризуется нехваткой инструментов для инвестирования. Населению доступны такие консервативные инструменты, как депозиты в госбанках со ставками ниже инфляции, депозиты в частных банках со ставками, сопоставимыми с инфляцией, а также вложения в жилую и загородную недвижимость. Прочие инструменты (ПИФы, ОФБУ) оцениваются основной массой населения как высокорискованные. Согласно исследованию НАФИ, только 5% населения склонно к риску, поэтому спрос на подобные инструменты ограничен. В банковской сфере расширение инструментов инвестирования возможно за счет модификации стандартного депозита, например, введении договоров жилищного накопительного вклада и популяризации сберегательных сертификатов.
Введение договоров жилищного накопительного вклада.
Жилищный накопительный вклад — вид смешанного договора, сочетающий в себе договор срочного вклада и предварительный договор о предоставлении кредита, широко распространен за рубежом. С помощью него клиент банка получает возможность накопить средства, необходимые для внесения первоначального взноса, и после этого получить кредит на заранее обговоренных при заключении договора условиях. С учетом высокой социальной значимости, возможно увеличить сумму, гарантированную системой страхования по таким вкладам, до 1 млн. руб. Таким образом, государство создаст макроэкономические условия для стимулирования сбережений граждан, увеличения кредитного потенциала банковской системы, снижения инфляции, решения жилищной проблемы.