Драйверы роста и развития
Чтобы выйти на параметры оптимальной модели банковского сектора, необходимо снять ограничения, препятствующие необходимым качественным и количественным изменениям. Это требует адекватных мер государственной политики в монетарной, бюджетной, антимонопольной сферах, совершенствования правового и информационного обеспечения деятельности финансовых институтов.
Предлагаемые механизмы призваны снять ограничения, создаваемые существующей моделью. В конечном счете, они должны работать на достижение целей, сформулированных в резюме Концепции. Например, замещение прямого распределения инвестиционных ресурсов бюджета на кредитный механизм оправдано постольку, поскольку финансовый сектор обеспечивает прозрачное распределение рисков и ресурсов по рыночным ставкам, т. е. способствует эффективной аллокации и трансформации сбережений в инвестиции с минимизацией издержек, связанных с коррупцией. Механизмы, стимулирующие сбережения населения, помимо повышения эффективности аллокации и трансформации ресурсов, направлены на содействие государству в решении социальных задач: сбережения формируют капиталы, без которых невозможно становление среднего класса и стабильное развитие общества. Отлеживать достижение целей при применении этих механизмов предлагается по индикаторам результативности банковского сектора, сформулированным в разделе «Цели банковского рынка и индикаторы их достижения», и показателям состояния банковского сектора из раздела «Модель банковского сектора в 2020 г.».
Таблица 8. Взаимосвязь между устранением ограничений, драйверами роста и целями банковского сектора
Цели |
Ограничения |
Драйверы роста |
Трансформация сбережений в инвестиции, государственных сбережений в приоритетных сферах |
Изъятие государственных сбережений из экономики; Низкие сбережения населения |
Замещение внешних займов рефинансированием за счет средств госфондов; Механизм неинфляционной кредитной экспансии; Развитие краткосрочного рефинансирования |
Эффективная аллокация ресурсов |
Неэффективность антиинфляционной политики; Нечеткие права собственности на ресурсы |
Переход к «гибкой стерилизации»; Механизм неинфляционной кредитной экспансии; Конкурентная политика; Ограничение прямого распределения средств из бюджета; Спецификация прав собственности; Совершенствование залогового законодательства; Создание ликвидных рынков (маркет-мейкеры) |
Содействие реализации базовых социальных функций государства |
Низкие сбережения населения |
«Вмененные» сбережения; Развитие дистанционного банкинга; Популяризация сберегательных сертификатов; Введение договоров жилищного накопительного вклада; Повышение финансовой грамотности |
Укрепление финансового суверенитета |
Отсутствие институциональных механизмов защиты финансового рынка; Информационная необеспеченность |
Развитие внутренних рынков секьюритизации и синдицированного кредитования; Дополнительные барьеры в виде обязательного IPO для иностранных банков; Развитие рублевых сырьевых бирж; Развитие риск-ориентированного надзора и инфраструктуры оценки рисков (кредитные бюро, рейтинговые агентства, рисковое страхование) |
Снятие значительной части ограничений возможно за счет вовлечения новых ресурсов — драйверов роста. В качестве ресурсов роста национальной финансовой системы мы видим:
Недокапитализированные немонетарные активы, составляющие национальное богатство России;
сбережения государства, слабо вовлеченные в финансовый оборот;
средства населения и бизнеса, хранящиеся вне российской финансовой системы.
Соответственно, одной из задач, решаемых за счет драйверов роста, должно стать создание стимулов для привлечения средств нефинансовых институтов и населения в пассивы банковской системы и расширение возможностей низкорискованного размещения средств.