Ликвидность банковского сектора

Повышение доступности долгосрочного фондирования и развитие механизмов краткосрочного рефинансирования существенно улучшит ситуацию с рисками ликвидности. Однако параллельное развитие долгосрочного кредитования нефинансового сектора будет поддерживать некоторый разрыв между активами и пассивами по срочности.

Ключевой задачей для регулятора в сфере снижения рисков потери ликвидности должно стать совершенствование механизмов рефинансирования коммерческих банков, в том числе под залог нерыночных активов. В перспективе 2-3 лет оптимальным механизмом, способным стабилизировать ситуацию в банковском секторе, останется рефинансирование — краткосрочное за счет средств ЦБ, долгосрочное — за счет средств госфондов. Однако максимальная доля таких ресурсов в пассивах не может превышать 10%. Такая доля, с одной стороны, позволит влиять на стоимость ресурсов, а с другой — и минимизировать последствия государственного вмешательства.

Следует отметить, что рефинансирование российских банков за счет государственных резервов — мера краткосрочная, и, в целом, вынужденная, ввиду неразвитости схем привлечения на внутреннем рынке. Банки должны иметь возможность формировать длинную пассивную базу за счет частных национальных источников, в частности пенсионных накоплений граждан, страховых резервов, частных инвестиций.

По мере укрепления доверия к банковской системе, совершенствования законодательства в сфере секьюритизации активов (прежде всего, ипотечных), синдицированного кредитования и т. п. финансирование, предоставленное на возвратной основе из средств госфондов, будет замещаться долгосрочными частными финансовыми ресурсами.