Финансовые посредники
основу подхода составляет Концепция развития финансового рынка России (в широком смысле), которая охватывает все сектора финансовой системы: банковский, страховой, рынок ценных бумаг, пенсионную систему и институциональных инвесторов;
подход к финансовой системе не как к цели, а как к средству развития экономики страны, отказ от узковедомственного подхода, расширение горизонта целей и задач за пределы финансового сектора;
сценарный анализ. В Концепции рассматриваются три варианта развития событий: сценарий прорыва, инерционный сценарий, кризисный сценарий;
долгосрочный горизонт планирования;
сочетание мер законодательного воздействия и организационно-административных мероприятий прямой поддержки финансовой системы.
По мнению разработчиков, одной из ключевых задач текущего момента является аккумулирование и привлечение на финансовый рынок, в том числе в банковский сектор, долгосрочного финансового ресурса. Это в свою очередь позволит качественно улучшить все основные финансово-экономические характеристики.
Источниками (драйверами) роста в сценарии прорыва, описанном в Концепции, являются:
средства государственных фондов (в качестве "катализатора", преобладают в первые три года);
долгосрочные ресурсы (секьюритизация, рынок ценных бумаг, ипотечные ценные бумаги, жилищные накопительные и безотзывные вклады, пенсионные накопления и средства страховщиков, заимствования на зарубежных рынках). При этом рынок ипотечного кредитования оказывается лакмусовой бумажкой успеха, поскольку предъявляет максимальные требования к срочности ресурсов;
капитализация нефинансовых активов (модернизация залогового законодательства, защита прав собственности, оформление прав на природные, производственные, интеллектуальные ресурсы и вовлечение их в финансовый оборот);
кратное повышение доступности финансовых услуг (расширение клиентской базы, создание систем кредитования и сбережений, включающих банки, почту, кооперативы, МФО, операторов связи и т. д.), повышение финансовой грамотности населения;
внедрение финансовых инноваций (структурное финансирование, обеспеченные активами ценные бумаги, деривативы, проектное и синдицированное кредитование, дистанционное оказание банковских услуг);
снятие избыточных административных барьеров (ограничения регулирования) и дифференциация регулирования в банковском секторе (установление иерархии регулирования: банки развития, государственные банки, федеральные многофилиальные частные банки, региональные малые и средние банки, кредитные кооперативы и МФО, нефинансовые организации – банковские агенты);
повышение роли национальной валюты;
тесная координация планов по развитию рынка капиталов (ценных бумаг) и банковского сектора;
отказ от практики "аутсорсинга финансовой системы" (под "аутсорсингом" понимается масштабный вывоз капитала с последующим трансграничным оказанием финансовых услуг различным группам российских клиентов).
Мы не раз убеждались в том, что субъективный фактор, моральный настрой имеют на финансовом рынке огромное значение, будь то потребительское кредитование или рынок акций. Финансовые услуги должны быть понятны и доступны простым людям. Поэтому крайне важно сфокусировать внимание на вопросах финансовой грамотности и доступности услуг.
Важнейшая социально-политическая задача, которую решает сегодня банковская система России, – повышение доступности финансовых услуг для граждан страны. Банковская активность, связанная с "движением в регионы", внедрением карточных продуктов, расширением дистанционного банкинга, позволяет выправить положение и повысить доступность банковских услуг. Поэтому одним из элементов предлагаемого подхода является Стратегия повышения доступности финансовых услуг. При игнорировании соответствующих мероприятий о существовании российского финансового рынка будут знать лишь в пределах Садового кольца столицы.
Следует помнить, что быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать такие технологии, то есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт, одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать и реализовать Программу повышения финансовой грамотности населения, которая должна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов и управление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, при которых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает их самостоятельными в своем выборе.