Финансовый рынок, его функции, структура
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.
Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.
Специализация спроса и предложения в отдельных сегментах финансового рынка и в обслуживающих его учреждениях привела к выделению различных рынков капитала – рынка банковских акцептов, страхового, ипотечного, межбанковского (где банки предоставляют другим банкам временно свободные средства на короткие сроки в форме межбанковских депозитов) и др.
Интернационализация хозяйственных связей обусловила образование мирового финансового рынка на базе развития международных экономических (в т.ч. валютных и кредитных) отношений. На этом рынке обращаются средне- и долгосрочные кредиты и ценные бумаги (напр., еврооблигации). Участниками рынка могут быть крупные компании, банки, транснациональные компании, правительства различных стран, международные финансовые организации.
В качестве важнейшего участника на внутреннем и международном финансовых рынках может выступать государство; оно в определённой мере устанавливает и корректирует правила проведения операций на этом рынке и в то же время обычно участвует в его операциях и как кредитор, и в качестве получателя кредитов. В качестве кредитора государство может поддержать или стимулировать ссудами из средств госбюджета отдельные отрасли или предприятия. В качестве заёмщика государство размещает ценные бумаги (облигации, казначейские векселя, сертификаты задолженности и др.), используя полученные взамен средства из внутренних и внешних (зарубежных) источников финансовых ресурсов для финансирования государственного бюджета и обслуживания государственного долга. В подготовке и проведении мероприятий государства на рынке финансового капитала основную роль играют министерства финансов и центральные банки соответствующих стран. В США основную роль в этой сфере играет Федеральная резервная система (ФРС), которая является "коллективным Центробанком" с федеративным устройством. В качестве главных инструментов проведения своей (как правило, согласованной с министерством финансов) политики и воздействия на экономику ФРС использует операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, установление нормы банковских резервов или её изменение, а также установление или пересмотр учётной ставки – процента, под который федеральные резервные банки предоставляют кратковременные ссуды другим депозитным учреждениям. Bсe эти меры влияют на спрос и предложение ссудных капиталов; напр., скупка ценных бумаг увеличивает предложение денег, повышение учётной ставки делает кредит более дорогим и поэтому уменьшает спрос на него, увеличение нормы банковских резервов уменьшает количество денег, которыми банки могут оперировать, вследствие чего кредит дорожает, и т.д. Всё это, в свою очередь, способствует замедлению иди ускорению экономического роста, помогает управлять темпами инфляционного роста цен, приводит к другим важным изменениям в экономике[6].