Законодательная база
В России в отличие от большинства зарубежных рынков нет специфического законодательства, регулирующего эту отрасль. Каждая ЭПС в свое время придумала себе схему функционирования в рамках общего законодательства, все платежные системы сильно разнятся по юридической модели и технической реализации, имеют свои особенности ведения бухгалтерии. Это порождает непонимание со стороны бухгалтерских работников, да и налоговым инспекциям зачастую невдомек, что WebMoney и "Яндекс. Деньги" - очень разные вещи, хотя и та и другая системы оперируют электронными деньгами (которые обозначаются, в частности, WMR и ЯД). Адекватное законодательство в области ЭПС нужно и игрокам рынка (равные для всех и внятные условия игры всегда способствуют развитию отрасли), и надзорным органам, которые сплошь и рядом просто не понимают, что происходит внутри операторов электронных денег. Тем не менее игроки рынка долгое время предпочитали не высказываться громко на тему необходимости специфического законодательства, закономерно опасаясь, что в итоге рынок, как это уже случалось в других отраслях, окажется излишне зарегулирован [20].
В 2009 году были приняты федеральный закон № 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" и федеральный закон № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами“". Они стали первыми российскими законодательными актами, которые касались не только традиционных, но и электронных розничных платежей. [50]
До конца 2010 года планируется принять закон о Национальной платёжной системе, который должен упорядочить работы всех участников рынка розничных платежей, не охваченных нынешним законодательством. [25] 15 ноября 2010г законопроект внесён в Госдуму России. В законопроекте предусмотрены специальные положения, устанавливающие требования к деятельности операторов электронных денег и осуществлению перевода электронных денег, а также требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении им платежного агента. [40]
Интерес представляет и инициированный Минэкономразвития РФ в июне 2010 года проект закона № 342098-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций“". В нём говорится о возможности внесения в Налоговый кодекс РФ поправки, согласно которой с помощью электронных денег (с интернет-кошельков, через платёжные терминалы) можно будет совершать налоговые платежи. [51]
В 2009 году была создана ассоциация "Электронные деньги", в которую вошли WebMoney, Яндекс. Деньги, Объединённая система моментальных платежей (бренд QIWI), оператор мобильных платежей i-Free, Национальное партнёрство участников микроэлектронного рынка (НАУМИР), Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ). Участники настаивают на том, что для дальнейшего нормального развития рынок электронных денег нуждается в правовой основе. [52] Среди задач ассоциации - участие в выработке касающихся электронных денег законов и выработка уникальной отчётности, которая поможет анализировать состояние и развитие рынка электронных денег. [37]