История развития электронных денег
Лидерами российского рынка электронных денег 2009 года в категории "интернет-платежи" по-прежнему остаются Яндекс. Деньги и WebMoney, совокупная доля которых составляет порядка 90%. В 2009 году обороты этих компаний выросли на 40% по отношению к 2008 году: российские пользователи пополнили свои интернет-кошельки в этих платежных системах на сумму более 17 млрд. рублей, а общее число активных аккаунтов превысило 2,3 млн.
Число пользователей рынка электронных денег в категории "мобильные платежи" (за товары и услуги, не связанные с мобильным контентом) в 2009 году составило более 15 млн. человек, объем платежей - порядка 8 млрд. рублей. Прирост оборотов компаний в этой категории составил порядка 100%. Крупнейшими игроками рынка являются i-Free, A1, Инфон, Инкор-медиа.
У другого крупного участника рынка - платежного сервиса QIWI (КИВИ) - объединяющего в себе такие категории рынка электронных денег как "мобильные, терминальные и интернет-платежи", в 2009 году число пользователей превысило 6 млн. человек, а оборот составил более 11 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем показатели предыдущего года.
Таблица 1. Основные показатели рынка электронных денег в 2009 г: [35]
Тип электронных кошельков |
Пополнение кошельков, млрд руб |
Активная аудитория, млн человек |
Универсальные /вкл терминалы, Интернет, мобильные/ |
11 |
6.2 |
Интернет |
17 |
2.3 |
Мобильные |
12 |
15 |
По данным опроса, который проводился в августе 2009 года, электронными деньгами за последний месяц расплачивались 2,24 млн человек или 7% городской месячной аудитории Рунета старше 18 лет. [27]
На российском рынке в 2009 году суммарный оборот платежей по перечисленным платежным системам составил около 18,3 млрд рублей, из которого на долю системы "Яндекс. Деньги" приходится примерно 47% оборота, на WebMoney около 45%, почти по 4% на RBK Money и "Единый кошелек". Стоит отметить, что основные операционные показатели были раскрыты участниками рынка впервые за десятилетнюю историю отрасли [33]. Прогнозируемый прирост этого рынка в 2010 году составит 25%.
Рис.3. Доля электронных платежных систем в общем обороте за 2009г.
Рынок электронных денег в России в 2009 году продемонстрировал высокие темпы роста. По оценке Ассоциации "Электронные деньги" (АЭД), число россиян, воспользовавшихся "электронными кошельками", составило порядка 20 млн. человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд. рублей.
За три квартала 2010 года оборот рынка электронных денег в России составил около 40 млрд руб.
Знаковое событие произошло 6 октября 2010 г., холдинг QIWI Ltd, куда входит лидер рынка моментальных платежей платежная система "Киви", объявил о том, что обзавелся собственным банком.100% акций 1-го Процессингового банка приобрела входящая в холдинг компания ОСМП. Таким образом, платежная система "Киви" фактически стала первой на этом рынке 100-процентным собственником коммерческого банка. Так как большая часть платежей, осуществляемых через терминалы (переводы, погашение кредитов, продажа виртуальных карт, платежи в пользу государства, оплата услуг ЖКХ) предполагает активное взаимодействие с банками, однако платежная система в таком случае платит ему комиссию и лишается части своего дохода. Поэтому при большом объеме платежного бизнеса выгоднее иметь свой банк. Кроме того, банковские продукты, продаваемые через терминалы, имеют довольно сложную структуру, и в случае если банк откажется от сотрудничества, платежной системе будет сложно быстро найти нового партнера и наладить с ним взаимодействие. У сделки есть еще один аспект: в законопроекте о национальной платежной системе, разработанном Минфином, предусмотрено ограничение доступа платежных систем к эмиссии электронных денег (для этого нужна лицензия кредитной организации). Обсуждается также вопрос, что оператором платежной системы может быть лишь организация, имеющая такие лицензии. Целью сделки является компенсация будущих регулятивных рисков, указывают в QIWI Ltd, приобретение банка поможет холдингу в том числе и в случае, если операторов платежной системы обяжут страховать платежи в банке [21].