Введение
3. Постановление ФКЦБ России № 25/пс от 03.07.2002 «Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ и их проспектов эмиссии», вступившее в силу 7 сентября 2002 года (далее – Стандарты эмиссии ценных бумаг при учреждении).
Стандартам эмиссии облигаций в свое время было посвящено достаточно внимания, поэтому в данной работе речь пойдет преимущественно о двух последних Постановлениях ФКЦБ России, регулирующих дополнительные выпуски ценных бумаг, а также выпуски ценных бумаг при учреждении обществ (далее - Стандарты). На чем можно акцентировать свое внимание, знакомясь с указанными Стандартами?
Приятно отметить, что Стандарты (как для учредительных выпусков, так и для дополнительных выпусков ценных бумаг) значительно отличаются от их «прародителя» (первоначального Постановления) более глубокой, детализированной регламентацией вопросов, которым они посвящены. При этом, указанная регламентация идет в четком соответствии с требованиями других нормативных документов, регулирующих деятельность как эмитентов, так и рынка ценных бумаг в целом (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.). Например, при описании процедуры принятия решения о размещении ценных бумаг описывается не только орган управления обществом, имеющий полномочия для принятия указанного решения, но и количество голосов, необходимых для принятия решения о размещении ценных бумаг, а также указываются основные сведения, которые должен содержать протокол, подготовленный по результатам проведенного заседания.
При введении терминов, ранее не использовавшихся в Постановлении, обязательно приводится их определение. Например, Стандартами устанавливается, что решение об увеличении уставного капитала общества (путем размещения дополнительных акций или путем распределения акций среди акционеров) может приниматься советом директоров общества (в случае, если это предусмотрено уставом общества). Однако принять такое решение совет директоров должен единогласно без учета выбыхших членов совета директоров общества. А далее расшифровывается, какие члены совета директоров подпадают под категорию «выбывших» (лица, выбывшие из состава совета директоров в связи со смертью, признанием их в судебном порядке недееспособными или безвестно отсутствующими, а также лиц, полномочия которых прекращены по решению общего собрания акционеров общества).
Кроме того, в Стандартах четко указывается что может, а что должно содержаться в решении о размещении ценных бумаг (в протоколе уполномоченного органа управления общества, на котором принимается решение об увеличении уставного капитала), а также что может, а что должно указываться в решении о выпуске ценных бумаг (документе, представляемом на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг). Например, решение о размещении ценных бумаг может не содержать указания на срок (дату начала и дату окончания) размещения ценных бумаг, на порядок заключения договоров купли-продажи ценных бумаг, порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг (все указанные сведения должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг), однако количество размещаемых ценных бумаг, цену их размещения и форму их оплаты решение о размещении содержать должно.
Учет практических вопросов и затруднений, возникающих при подготовке документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг
В Стандартах уделено внимание вопросам, ранее вызывавшим затруднения при подготовке документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Например, решена проблема с аудиторской подписью титульного листа проспекта эмиссии ценных бумаг, суть которой состояла в следующем.