Теоретические основы бюджетного процесса
1) единства бюджетной системы;
2) принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
принцип самостоятельности;
сбалансированности;
гласности;
достоверности.
3) адресности и целевого характера бюджетных средств. [5]
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.
1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят:
классификация доходов бюджетов РФ;
функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
экономическая классификация расходов бюджетов
РФ;
классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов
РФ,
видов, муниципального долга;
классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
ведомственная классификация расходов РФ. [5]
Принцип специализации показателей бюджета осуществляется
на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.[5]
Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса представлены в виде схемы на рисунке 1. [6]