Введение

С возникновением в России рыночных отношений, с принятием Законов «Об акционерных обществах», «О банкротстве» возросла роль финансовых консультантов, в том числе и оценщиков. Помимо случаев, когда проведение оценки является обязательной процедурой (при внесении вклада в уставный капитал, при выкупе у миноритарных акционеров и т.п.), множество ситуаций объективно требует помощи оценщика. Например, при кредитовании под залог какого-либо имущества работники залогового отдела банка основываются на рыночной стоимости, указанной в отчете оценщика, применяя к ней некий дисконт. Для проведения сделок купли-продажи часто требуется мнение независимого эксперта, в роли которого выступает оценщик. Кроме того, часто самому собственнику необходима независимая оценка для принятия управленческих решений в отношении имущества предприятия или пакетов акций (долей). Таким образом, ситуаций, когда менеджеры получают отчеты оценщика и знакомятся с ними, множество, поэтому для получения наибольшей выгоды важно уметь ориентироваться и правильно разбираться не только в тексте отчета, но и в самой процедуре оценки. Так, раздел отчета об оценке стоимости предприятия «Финансовый анализ деятельности», выполненный на основе внешней (бухгалтерская отчетность) и внутренней информации (справки, расшифровки, прогнозные данные, достижение плановых показателей по периодам), может быть полезен менеджерам компании с точки зрения анализа коэффициентов оборачиваемости, рентабельности, анализа денежных потоков в прошлом и будущем, с точки зрения сопоставлении со среднеотраслевыми тенденциями и значениями показателей и т.д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется для достижения разных целей и задач, а его результатами могут воспользоваться многие группы потребителей:

*руководству предприятия данные отчета могут пригодиться для принятия текущих и стратегических управленческих решений;

*партнерам предприятия, потенциальным инвесторам, кредиторам и вкладчикам результаты анализа помогут составить объективное мнение о предприятии;

*общественным организациям и обществу в целом отчет поможет определить степень полезности деятельности предприятия и т.д.

Во всех вышеперечисленных случаях анализ не является единственно возможным инструментом, однако представляет собой ту первую «ступеньку», с которой начинается достижение цели — эффективности и рентабельности деятельности.

При определении стоимости действующего предприятия, пакета акций или доли одной акции в составе определенного по величине пакета анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится обязательно. Его задача в данном случае заключается в выявлении структуры и динамики деятельности, в определении имеющих место тенденций, в расчете и интерпретации финансовых коэффициентов, прогнозировании деятельности предприятия на перспективу. Грамотно проведенный финансовый анализ открывает перед аналитиком весь спектр событий и взаимосвязей, существующих на предприятии, позволяет выяснить, например, как скажется то или иное решение на рентабельности активов или оборачиваемости запасов; показывает имеющиеся предприятия резервы у, определяет факторы, которые положительно или отрицательно сказываются на его финансовом состоянии, помогает выработать и четко сформулировать рекомендации по улучшению дел на предприятии. При проведении оценки бизнеса результаты финансового анализа используются в трех подходах: доходном, сравнительном и затратном. Любой отчет об оценке стоимости предприятия обязательно содержит раздел «Финансовый анализ деятельности предприятия». Как правило, в начале такого раздела указываются источники информации, позволяющие сразу определить качество проведенного финансового анализа. Различают два типа финансового анализа:

К основным формам отчетности традиционно относят следующие: форма №1 «Баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №3 «Отчет о движении денежных средств», форма №4 «Отчет о движении капитала», форма №5 «Приложение к балансу», пояснительная записка к балансу. Можно получить гораздо больше информации, если в распоряжении оценщика есть данные управленческой (внутренней) отчетности, справки и постатейные расшифровки активов и пассивов предприятия, выручки, себестоимости, прочих доходов и расходов, бизнес-план. После составления списка источников информации для анализа обычно кратко описывается методика проведения финансового анализа, включающая, как правило, внутренний и внешний финансовый анализ.