Заключение
Существует множество методов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемые в российской практике – это банковские кредиты и облигационные займы. Однако они имеют недостатки и в сравнении с преимуществами IPO проигрывают. Банковские кредиты относительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях. Корпоративные облигации также не решают ряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе. Максимальный срок выпуска облигаций на внутреннем рынке, как правило, не превышает шести лет. Поэтому привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения акций для динамично развивающихся компаний является наиболее выгодным способом привлечения инвестиций, так как предоставляет следующие преимущества:
· Привлечение долгосрочного капитала, который не нужно возвращать.
· Увеличение рыночной стоимости (капитализация).
· Привлечение в дальнейшем инвестиций на более выгодных условиях.
· Упрощение процесса купли-продажи компаний, слияний и приобретений.
· Улучшение имиджа компании.
· Получение листинга на фондовой бирже.
· Обеспечение ликвидности собственности владельца компании.
· Закрепление и повышение мотивации работы персонала.
Процесс подготовки, организации и проведения IPO очень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат. Компания, планирующая провести IPO, должна пройти множество этапов. Весь процесс по привлечению инвестиций с помощью IPO, начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций, может занять 3-4 года.
Более выгодно проводить IPO за рубежом. В этом случае компания имеет ряд преимуществ:
1. Получение более высокой рыночной оценки компании.
2. Доступ к более капиталоёмкому фондовому рынку.
3. Обеспечение повышенной ликвидности акций.
4. Лучшие условия для сохранения контроля за предприятием.
5. Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании.
Однако проведение IPO за рубежом – это более сложный и дорогостоящий процесс. Компании, планирующие выйти на зарубежный фондовый рынок должны удовлетворять более высоким требованиям в отношении финансовой отчетности, корпоративного управления, требованиям по раскрытию финансовой информации.
С каждым годом количество российских компаний, желающих провести IPO, увеличивается. Однако существует ряд факторов, тормозящих развитие этого инструмента привлечения инвестиций:
· Неразвитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг.
· Неразвитость российского фондового рынка и его инфраструктуры.
· Слабое развитие российских институциональных инвесторов.
По прогнозам аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может составить $5-6 млрд. в год. Но для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1. Совершенствовать законодательство в области ценных бумаг.
2. Создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка.
3. Способствовать развитию институциональных инвесторов.