Заключение

Существует множество методов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемые в российской практике – это банковские кредиты и облигационные займы. Однако они имеют недостатки и в сравнении с преимуществами IPO проигрывают. Банковские кредиты относительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях. Корпоративные облигации также не решают ряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе. Максимальный срок выпуска облигаций на внутреннем рынке, как правило, не превышает шести лет. Поэтому привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения акций для динамично развивающихся компаний является наиболее выгодным способом привлечения инвестиций, так как предоставляет следующие преимущества:

· Привлечение долгосрочного капитала, который не нужно возвращать.

· Увеличение рыночной стоимости (капитализация).

· Привлечение в дальнейшем инвестиций на более выгодных условиях.

· Упрощение процесса купли-продажи компаний, слияний и приобретений.

· Улучшение имиджа компании.

· Получение листинга на фондовой бирже.

· Обеспечение ликвидности собственности владельца компании.

· Закрепление и повышение мотивации работы персонала.

Процесс подготовки, организации и проведения IPO очень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат. Компания, планирующая провести IPO, должна пройти множество этапов. Весь процесс по привлечению инвестиций с помощью IPO, начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций, может занять 3-4 года.

Более выгодно проводить IPO за рубежом. В этом случае компания имеет ряд преимуществ:

1. Получение более высокой рыночной оценки компании.

2. Доступ к более капиталоёмкому фондовому рынку.

3. Обеспечение повышенной ликвидности акций.

4. Лучшие условия для сохранения контроля за предприятием.

5. Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании.

Однако проведение IPO за рубежом – это более сложный и дорогостоящий процесс. Компании, планирующие выйти на зарубежный фондовый рынок должны удовлетворять более высоким требованиям в отношении финансовой отчетности, корпоративного управления, требованиям по раскрытию финансовой информации.

С каждым годом количество российских компаний, желающих провести IPO, увеличивается. Однако существует ряд факторов, тормозящих развитие этого инструмента привлечения инвестиций:

· Неразвитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг.

· Неразвитость российского фондового рынка и его инфраструктуры.

· Слабое развитие российских институциональных инвесторов.

По прогнозам аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может составить $5-6 млрд. в год. Но для этого необходимо провести следующие мероприятия:

1. Совершенствовать законодательство в области ценных бумаг.

2. Создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка.

3. Способствовать развитию институциональных инвесторов.