Понятие и классификация нефинансовых рисков
Любое предприятие (в том числе банк) ежеминутно сталкивается с различными средами (например, с покупателями товаров, населением территории деятельности предприятия, органами государственной власти), каждая из которых способна сформировать свое мнение и позицию по отношению к нему. Неопределенность результатов взаимодействия с этими заинтересованными внешними средами (или как их еще называют стейкхолдерами) приводит к необходимости учитывать мнения этих сторон. К типичным ситуациям таких взаимодействий можно отнести:
- выбор и взаимодействие с партнерами по бизнесу;
- взаимоотношения с государственными регулирующими органами;
- взаимоотношения собственников и менеджеров;
- формирование репутации компании и акционеров;
- социально-трудовые отношения на предприятии;
- природопользование и охрана окружающей среды;
- взаимоотношения с местными сообществами.
Вероятность возникновения в результате соприкосновения с внешними средами события, которое окажет негативное воздействие на процесс достижения поставленной перед компанией цели, составляет ее нефинансовые риски. Характер событий и степень их влияния на характеристики компании во многом зависят от качества внутренней среды организации. Она формируется за счет ее этических корпоративных ценностей, уровня квалификации и компетентности персонала, системы разделения полномочий и обязанностей, стиля руководства компанией, целей ее владельцев. Внешняя среда компании характеризует ее взаимоотношения со всеми заинтересованными лицами вне ее пределов: органами государственной власти, контрагентами, общественностью.
В зависимости от характера сформированных внешними сторонами суждений компания выстраивает систему взаимоотношений с ними, которая и выступает предметом управления нефинансовыми рисками.
Степень влияния разнородных событий на компанию может принести финансовый ущерб с весьма широким спектром разброса. Это позволяет классифицировать нефинансовые риски по степени негативного влияния:
- минимальные – не оказывают существенного влияния на компанию;
- допустимые (средние) – степень влияния события ощутима, но при этом не способна парализовать функционирование отдельных направлений деятельности или всю компанию;
- критические – степень воздействия весьма велика, реализация событий способна привести к потере части или всего бизнеса компании;
- катастрофические – степень воздействия настолько высока, что может принести потери, сопоставимые или превышающие стоимость всего бизнеса компании.