Особенности организации финансов субъектов хозяйствования различных форм собственности в Украине
Основам организации финансов субъектов ведения хозяйства при разнообразных политических строях в Украине уделялось неподобающее внимание, причем существовали различные подходы к их формированию. В условиях административно-командной системы принципы организации финансов предприятий чаще всего отождествлялись с принципами управления производством на промышленных предприятиях. Так, в середине 80-х годов в состав принципов организации финансов предприятий включались следующие: демократический централизм; плановость; хозрасчет; разграничение средств основной деятельности и капитальных вложений; распределение источников средств на собственные и заимообразные.
С перечисленных выше принципов первые три относились к принципам управления производством, а следующие - к принципам организации финансов.
Наряду с этим существовали и другие взгляды на состав и содержание принципов организации финансов предприятий, но суть их от этого не изменялась.
При командно-административной системе деятельность предприятий регулировалась вмешательством государства в их внутрихозяйственную деятельность, а перечисленные принципы управления действовали в пределах жесткой регламентации со стороны государства. Господство государственной собственности, наличие монополизма производителей и ведомств, отсутствие конкурентной среды негативно отображалось на организации финансовой деятельности предприятий. С одной стороны, предприятия лишались самостоятельности в распоряжении собственными финансовыми ресурсами, а с другой стороны – господство государственной собственности и командно-административной системы ведения хозяйства допускало возражение финансового менеджмента, то есть формы управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
В условиях перехода к рыночной системе ведения хозяйства, и с позиций финансового менеджмента, финансам предприятий присущая определенная организация, к принципам которой относятся следующие [15]:
· централизация финансовых ресурсов с целью их маневренности или концентрации для проведения производственно-хозяйственной деятельности;
· финансовое планирование или прогнозирование на ближнюю и далекую перспективу для разработки направлений формирования и использования финансовых ресурсов;
· формирование финансовых резервов внутри предприятия для обеспечения стойкой его работы в условиях постоянных колебаний рыночной конъюнктуры;
· неукоснительное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.
В условиях рыночной системы ведения хозяйства существенно изменяется роль государства в деятельности предприятий. Мировой опыт свидетельствует о том. что регуляция рыночной экономики происходит на трех уровнях:
- предприятия – через систему менеджмента, маркетинга, самоуправления;
- отраслевой и межотраслевой кооперации – через объединение предприятий, деятельность банков, бирж информационных центров;
- народного хозяйства – через государственную регуляцию. Последнее в деятельности предприятий может осуществляться по следующим направлениям: налоговая система, ценообразование внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, обращение ценных бумаг, бюджетное финансирование, организация органов государственного управления, государственные гарантии, лицензирование.
Как показывает мировой опыт, государственная регуляция осуществляется, как правило, на макроуровне и не распространяется на внутрипроизводственную и коммерческую деятельность предприятий. В их компетенции – независимость принятия хозяйственных решений на микроуровне.
В этой связи переход к рынку для национальных предприятий связан с их вступлением в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Получив широкие права в принятии хозяйственных решений, большинство предприятий к этому оказалось не готовым. Чаще всего предприятия не в состоянии спрогнозировать финансовые ресурсы в условиях спроса что изменяется, на продукцию, которая выпускается. Перед большинством предприятий в первый раз встало задание серьезного осмысления проблем финансового прогнозирования на ближайшая и длительная перспективы. С этой целью первостепенная роль принадлежит изучению вопросов финансовой стойкости предприятий.