Выручка от реализации продукции, работ, услуг, его распределение
Процесс производства завершается доведением продукции до потребителя. Для предприятия-производителя реализация продукции является свидетельством, что она за потребительскими свойствами, качеством и ассортиментом отвечает общественному спросу и потребностям покупателей.
На практике используется два метода определения момента реализации продукции:
· метод начисления (продукция отгружена или отпущено потребителю);
· кассовый метод (получены средства на счет поставщика за реализованную продукцию).
Реализация продукции всегда предусматривает изменение формы стоимости. Поэтому бартерные операции нельзя считать реализацией продукции. При бартерном обмене товаров не происходит движения средств, нет поступлений выручки от реализации продукции, то есть не происходит изменения формы собственности. К сожалению, согласно с действующим хозяйственным законодательством, бартерные операции в настоящее время включаются в отчетность по реализации продукции предприятий, что в известной мере искривляет реальное состояние дел (Приблизительно 40% реализации из всех отраслей в Украине произошли при бартерных операциях).
Размер выручки от реализации продукции, при других одинаковых условиях, зависит от количества, ассортимента и качества продукции, а также от уровня реализационных цен и расчетной дисциплины.
При условиях рыночной экономики существуют [19]:
· фиксированные цены, которые устанавливаются административно государством, преимущественно на услуги первой необходимости и на товары, которые монопольно изготовляются государством (газ, электроэнергия и другое);
· регулируемы цены, которые устанавливаются регуляцией уровня рентабельности товаров первой необходимости (хлебобулочные изделия, продукты детского питания);
· свободные цены – цены, которые складываются на рынке под воздействием спроса и предложения.
Расчет цены продукции можно осуществлять по таким формулам [11]:
Ц1 = С + П, (1)
где С – себестоимость продукции;
П – прибыль.
Ц2 = С + П + НДС, (2)
где НДС – налог на добавленную стоимость.
Ц3 = С + П + Аз + НДС, (3)
где Аз – акцизный сбор
Ц4 = С + П + Аз + НДС + ТН, (4)
где ТН – торговая наценка.
В зависимости от того, кому реализуется продукция, устанавливаются оптовые и розничные цены. То есть отгрузка продукции осуществляется посредникам оптом или партиями по оптовым ценам. Посредники реализуют эту продукцию розничным торговым организациям по ценам, которые включают сбытовые наценки.
Выручка от реализации продукции – это сумма средств, которые поступили на счет предприятия за реализованную продукцию. Плановую выручку от реализации продукции определяют методом прямого счета, умножением количества реализованных изделий на их реализационную цену и добавлением полученных сумм за всей номенклатурой:
В = Р * Ц, (5)
где В – выручка;
Р – количество реализованных изделий;
Ц – цена реализации каждого изделия.
Объем реализации продукции можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, добавляя остатки на конец планового периода:
Р = З1 + Т – З2, (6)
где Р – объем реализации в плановом периоде;
З1 – остатки готовой продукции на начало планового периода;
Т – выпуск товарной продукции в плановом периоде;