Дефицит бюджета, источники его покрытия.
Бюджетный дефицит
– превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). В случае принятия бюджета с дефицитом в фед. законе о бюджете на очередной фин. год утверж-ся источники фин-ния дефицита бюджета. Утвержд-е дефицита бюджета без источников его фин-ния не допускается.
БД отр-ет опред-е изменения в процессе произ-ва, фиксирует рез-т этих изменений. Дефицит бюджета – категория ден. хоз-ва, кот. выражает объектив. эк. отн-я, возн-е между участ-ми воспроизв-го процесса при испол-и гос-вом денеж. ср-в сверх имеющихся бюджетных доходов. Основная причина возник-я бюдж. дефицита кроется в отставании темпов роста бюдж. доходов по сравнению с увеличением бюдж. расходов.
Причины такого отставания:
- кризисные явления в экономике;
- неспособность правительства держать под контролем фин. ситуацию в стране;
- чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);
- милитаризация экономики в мирное время;
- осущ-ние крупных централизованных вложений в развитие пр-ва и изменение его стр-ры;
- чрезмерное увеличение темпов роста соц. Расходов по сравнению с темпами роста ВВП.
Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюдж. Р и Д на протяжении ряда лет.
Дефицит гос. бюджета м.б. покрыт
за счет:
1. кредитов, получ-х от ЦБ: бюджетные ссуды, товарные кредиты (организациям АПК), льготные кредиты (районам Крайнего Севера), инвестиционный налоговый кредит.
2. денежной эмиссии.
3. выпуска долговых обязательств государства. ГЦБ- ден. док-ты, выпускаемые центральным правительством с целью размещения займов и мобилизации денежных средств. С развитием инстр-та ГЦБ дефицит бюджета перестал финан-ся путем увели-я ден. массы с 1995 г.
К гос. ц/б относятся:
1) федеральные долговые обяз-ва ( ГДО; ГКО; ОФЗ: с пост. доходом, с переменным купоном; облигации гос. сберегательного займа; облигации внутреннего гос. валютного займа; гос. жилищные сертификаты; гос. казначейские векселя; казначейские освобождения)- ден. документы, посредством которых оформляется гос. долг.(агент- МИНФИН);
2) долговые обязательства субъектов
3) муниципальные ц/б. Вып-ся с целью привл-я ден. ресурсов для умен-я дефицита соответ-го бюджета, а также для финан-я конкретных инвест-х проектов.(займы, аналогичные ГКО и ОФЗ, имеют нецелевой характер; сельские облигации; еврообл-и; жилищные займы; регион-е сберега-е займы для населения).
Формы гос. ц/б
: облигации, векселя (с 97 г. законом "О простом и переводном векселе" установлен запрет на их выпуск органами гос. власти), казначейские ноты.
По срокам обращения
гос. займы классиф-ся на: краткосрочные (до 1 г.); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Доход
по гос. ц/б м.б. предусмотрен в виде: дисконта от N (ГКО); % дохода с фиксир-й и плавающей ставкой (казначейские обяз-ва, госуд-й сберег-й займ); в форме купона, кот. может самост-но обр-ся на фонд. рынке (ГДО); в форме выигрыша, премии (облигации российского внутр-го выигрышного займа).
В ноябре 1998 г. ЦБ в связи с прекр-м торгов ГКО и ОФЗ предпринял попытку выпуска собственных дисконтных облигаций (ОБР) номиналом 1000 руб.