Государственный кредит как экономическая: сущность и функции.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управлении, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Как экономическая категория ГК находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.
Управление ГК в широком смысле - формирование одного из направлений финансовой политики государства, которая находится в руках органов власти и управления государства.
ГК - это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством для выполнении своих функций Особенностью государственного кредита является его двоякая роль. Он ориентирован главным образом на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государство выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях.
Наиболее распространенной формой государственного кредита являются внутренние займы. Цель займа - покрытие дефицита бюджета. При этом дефицит бывает кассовый (несовпадение доходов и расходов по времени) и бюджетный. Как правило, поступления по государственному кредиту используются на военные расходы, на содержание государственного аппарата, на социальные программы.
Единственным реальным источником возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги. Поэтому займы называют антиципированными налогами, т.е. налогами, взятыми наперед. По своей экономической природе ГК, не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства. - покрытию расходов государства
Государство может выступать заемщиком, кредитором или гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствовании, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные организации, гос-е и мун-с унитарные n/п, юр лица, органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Согласно Бюджетному кодексу РФ внутренние кредиты делятся на бюджетные кредиты (форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и платной основе) и бюджетные ссуды (бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года).
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от первых двух видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
ГК как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности и финансов, и кредита.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, количество наличной массы останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.