Межбюджетные взаимоотношения.
Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма,
которые базируются на:
•сочетании интересов,
обеспечивающем высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета,
• наличии трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов одного звена,
•
применении единых для всех субъектов Федерации критериев при расчетах объемов средств,
выделяемых из федеративного бюджета в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.
Закрепленные доходы -
это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть установлены едиными или дифференцированными
Отчисления от федеральных налогов могут производиться через метод квотирования или метод присоединения ставок.
Суть метода квотирования в том, что налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны Метод присоединения ставок состоит в том, что территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом.
Регулирующие доходы
- это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам '
Порядок перераспределения бюджетных ресурсов можно разбить на два этапа.
На первом этапе за территориальными бюджетами закрепляются определенные доли основных федеральных налогов по единым для всех субъектов Федерации нормативам отчислений. Поскольку налоги, закрепляемые по единым нормативам, не могут в полной мере выполнять регулирующую функцию (так как не учитывают особенностей каждой территории: разный налоговый потенциал, численность населения, степень развития социальной инфраструктуры и т д.), то вся нагрузка по бюджетному регулированию переносится на другие формы, в частности на трансферты, выделение которых и представляет собой второй этап
Механизм трансфертов, рассчитываемых на основе нормативно-долевого метода, позволяет осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.
Источник выделения трансфертов - целевой Федеральный фонд финансовой поддержки регионов, формируемый в определенном размере от суммы налоговых поступлений федерального бюджета. Средства фонда финансовой поддержки регионов подлежат перечислению только тем субъектам Федерации, которые подписали и выполняют федеральный договор без каких-либо исключений и особых условий.
Система межбюджетных взаимоотношений включает отношения не только между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, но и внутри субъектов Федерации — между региональными и местными бюджетами
Межбюджетные взаимоотношений в субъектах Федерации строятся на принципах:
• взаимной ответственности,
•применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности,
• выравнивания доходов муниципальных образовании,
• максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
• компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти,
•повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
• гласности межбюджетных отношений
К формам бюджетного регулирования местных бюджетов
относятся
•нормативные отчисления от регулирующих доходов;
•дотации и субвенции местным бюджетам;
•средства, выделяемые из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований,
• средства, поступающие по взаимным расчетам из фед. бюджета и бюджетов субъектов РФ.