Доходы, расходы, сбалансированность бюджета.
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюдж. и налог. зак-вом, в распоряжение органов гос. власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход. В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. (около 84% бюджета).
Неналоговые доходы бюджета: 1)доходы от использования и продажи имущества, находящегося в гос. и муницип. собст-ти; 2) доходы от платных услуг, оказываемых органами гос. власти и местного самоуправления, а также бюдж. учреждениями; 3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), 4) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физ. и юр. лиц, международных орг-ций и правительств иностранных государств.
Доходы бюджета
классифицируются:
• в зависимости от государственного устройства страны различают:
а) в унитарном государстве — доходы гос. бюджета и доходы мест. бюджетов; б) в федеративном государстве — доходы фед. бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
• в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доход- собственные и регулирующие
• по источникам образования- доходы, поступ. от юр. лиц и от насел;
• в зав-ти от гражд-ва субъектов налогообложения уплачиваемые резидентами или нерезидентами,
• по конкрет. объектам обложения - взимаемые с имущ. или дохода;
• по конкретным видам прямых и косвенных налогов.
Доходная часть территор. бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы - это доходы, поступающие полностью в соответствующие бюджеты. Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Кредитные ресурсы- средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.
Расходы бюджета выражают эк. отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Экономическая классификация расходов бюджета: Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы - эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
Функциональная классификация расходов бюджета: расходы на:
1) государственное управление и местное самоуправление; 2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная
оборона;
5) правоохран Деят-ть и обеспечение безопасности гос-ва; 6) фундаментальные исследования и содействие НТП; 7) промышленность, энергетика и строительство: 8) сельское хозяйство и рыболовство; 9) охрана окруж. среды и природ, ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; 10)транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; 11)жилищно-коммунальное хозяйство.