Структура государственных доходов и их значение
Как было ранее замечено, что основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Налоги подразделяются на три группы: [ 1, 9]
· Федеральные налоги и сборы
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
· Региональные налоги
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
· Местные налоги
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, его концентрацию и централизацию.[ 6, 84 ]
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.
Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах, которые называются регулирующими доходами.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджета.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.
Другими словами,
это дополнительная помощь регионам со статусом «особо нуждающиеся в поддержке».
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
· Нормативные отчисления от регулирующих доходов
· Дотации и субвенции местным бюджетам
· Средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований
· Средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации
К нормативным отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами сборами относятся к собственным доходам местных бюджетов.
Кроме налоговых поступлений в доходную часть поступают и другие виды платежей: от внешнеэкономической деятельности РФ, от приватизации государственной собственности, от функционирования государственной собственности за рубежом и другие.