Цели, задачи и результаты развития финансового рынка в Российской Федерации
3.3 Прогнозное планирование развития финансового рынка в России
В нашей стране несмотря на неустойчивость и проблематичной экономики продолжает неизменный рост и развитие финансового рынка.
В начале 2009 года, различными пресс-центрами была опубликовано прогнозное планирование развития финансового рынка в Российской Федерации.
Ряд мер, предлагаемых в документе, может вознести фондовый рынок на небывалую высоту, считают его разработчики. Но достичь роста капитализации за 12 лет в 15 раз - задача непростая.
Условия развития мирового финансового рынка осложнились в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.
Текст стратегии развития финансовых рынков готовился уже давно, когда фондовый рынок находился в расцвете, так что амбициозные планы, прописанные в стратегии, после коллапса фондового рынка в 2008 году стали амбициозными в квадрате.
Например, согласно прописанным в стратегии целевым показателям развития финансового рынка РФ, капитализация публичных компаний должна к 2020 году составить 170 трлн. рублей против 32,3 трлн на 1 января 2008 года. То есть тогда планировалось, что за ближайшие 12 лет капитализация вырастет более чем в 5 раз. Но после сокрушительно падения, произошедшего в 2008 году, рынку, чтобы достигнуть нужных показателей, нужно вырасти примерно в 15,5 раз по сравнению с нынешним состоянием. Эти темпы соответствуют средней доходности в 25% годовых в течение ближайших 12 лет[19].
Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.
В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры. Такие меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период[20]
До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка: повышение емкости и прозрачности финансового рынка; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для его участников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:
· внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
· расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;
· создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
· повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.