Анализ состава, динамики и структуры прибыли предприятия
Динамика основных показателей деятельности предприятия должна подчиняться следующей закономерности:
где IПчист, IПф, IQр, IA - темпы роста показателей соответственно чистой прибыли, прибыли до налогообложения, выручки (нетто) от продажи товаров, продукции работ, услуг и общей стоимости активов (капитала) предприятия. Данное соотношение принято называть «золотым правилом экономики предприятия». Если данные пропорции соблюдаются, то это свидетельствует о динамичности развития предприятия и укреплении его финансового положения. Рассмотрим динамику этих показателей ОАО «КОМПАНИЯ Х».
На анализируемом предприятии темп роста активов составил 114,7%, объем продаж – 108,7%, прибыли – 105%, а чистой прибыли – 104%.
Первое неравенство 114,7%> 100% показывает, что предприятие наращивает свой экономический потенциал и масштабы деятельности.
Второе неравенство 114,7 > 108,7 свидетельствует о том, что объем продаж не растет быстрее экономического потенциала. Из этого можно сделать вывод о пониженной эффективности использования ресурсов на предприятии.
Третье неравенство 108,7>105>104,9 означает, что прибыль предприятия не растет быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала.
Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «КОМПАНИЯ Х» не использует свой экономический потенциал, при этом ресурсы используются с пониженной эффективностью, а темпы роста чистой прибыли и прибыли до налогообложения являются низкими, компании следует понижать дебиторскую задолженность, а так же повышать цены на свои услуги, иначе компания придет в упадок.
В отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль до налогообложения увеличилась на 25 074 222 тыс. руб и составила 520 397 704 тыс. руб. Увеличение произошло из-за увеличения прибыли от продаж на 17 400 397 тыс. руб. При этом произошло увеличение прочих доходов на 595 341 972 тыс. руб, и увеличение прочих расходов на 562 809 357 тыс.руб.
Увеличение прибыли от продаж свидетельствует о повышении эффективности основной деятельности предприятия. В связи с этим необходимо провести оценку влияния отдельных факторов на изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с предыдущим годом.