Анализ рентабельности деятельности ОАО «Сибирьтелеком» и оценка деловой активности
Данные таблицы 15 показывают, что в 2009 году по сравнению с 2007 годом произошло сокращение прибыли от продаж на 518 млн. руб. Отрицательная динамика результата от обычных видов деятельности сложилась вследствие опережающего роста с себестоимости по сравнению с выручкой от продаж.
Положительным моментом является рост прочих доходов – на 1523 млн. руб., (или в 2,2 раза), а отрицательным – снижение доходов от участия в других организациях – на 217 млн. руб. Одновременно наблюдается увеличение процентов к уплате на 849 млн. руб., других расходов – на 655 млн. руб. При этом прочие расходы превышают соответствующие доходы. К тому же отрицательное сальдо этих доходов и расходов в 2009 году незначительно увеличилось на 182 млн. руб. Сложившаяся динамика рассмотренных факторов привела к получению прибыли до налогообложения в сумме, меньшей по сравнению с прибылью от продаж. Чистая прибыль в 2009 году снизилась по сравнению к 2007 году на 300 млн. руб. Таким образом, факторами, влияющими на сокращение чистой прибыли, являются увеличение прочих расходов, уменьшение прочих доходов, а также факторы, связанные с налогообложением прибыли.
Наиболее наглядно динамика всех видов прибыли представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Динамика всех видов прибыли ОАО «Сибирьтелеком» в 2007–2009 гг.
Далее проанализируем динамику показателей рентабельности обычных видов деятельности с помощью таблицы 16.
Таблица 16. Динамика показателей рентабельности обычных видов деятельности ОАО «Сибирьтелеком»
Показатель |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение |
1. Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. |
26533 |
27617 |
27970 |
1437 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. |
21197 |
23108 |
23152 |
1955 |
3. Прибыль от продаж, млн. руб. |
5336 |
4509 |
4818 |
-518 |
4. Рентабельность продаж, % (п. 3: п. 1) |
0,20 |
0,16 |
0,17 |
-0,03 |
5. Рентабельность расходов по обычном видам деятельности (затрат на производство и продажу продукции), % (п. 3: п. 2) |
0,25 |
0,20 |
0,21 |
-0,04 |