Особенности системы финансового выравнивания в Германии и возможность ее применения в РФ
Финансовые возможности определяются на основе суммы доходов федеральной земли и входящих в нее общин. Налоговые доходы субъектов федерации учитываются полностью. Из доходов местных органов власти принимается во внимание 50% поступлений от подоходного налога, налога на скидку с базовой ставки процента, налога с оборота и собственно местных налогов — поземельного и промыслового.
Финансовые потребности вычисляются на основе сравнения финансовых возможностей конкретной федеральной земли и отдельно ее коммун, рассчитанных на душу населения, со средними значениями по стране. Для более точного (справедливого) определения этой величины используется целый ряд коэффициентов. Действующий принцип «финансового выравнивания» подразумевает, что финансовые потребности возрастают вместе с ростом численности и плотности населения. В соответствии с этим принципом существует шкала коэффициентов численности населения: населенные пункты до 5 тыс. жителей имеют коэффициент 100%, следующие 80 тыс. — 115%, следующие 400 тыс. — 120% и т.д. Предельный единый коэффициент численности действует для городов-государств — Бремена, Гамбурга и с 1 января 1995 г. для Берлина; он составляет 135%./12, с. 57/
Земли, у которых показатель финансовых потребностей превосходит показатель финансовых возможностей, имеют право на компенсационные платежи — так называемые нецелевые субсидии общего характера (дотации).
Фин потребности – Фин.возможности=общие субсидии(дотации)
При этом действуют следующие принципы. Если показатель финансовых возможностей земли составляют менее 92% среднего по стране, то за счет компенсаций он увеличивается до 95%. Если он находится в интервале между 92 и 100%, то может увеличиваться до значения выше 95%.
Финансовые компенсации осуществляются за счет федеральных земель, показатель финансовых возможностей которых превосходит показатель их финансовых потребностей. Основополагающий принцип при этом: финансовые возможности земель-доноров не должны в конечном итоге оказаться ниже 100% от среднего уровня по стране. До финансовой реформы 1995 г. федеральные земли, чей показатель финансовых возможностей находился в пределах от 100 до 102% среднего значения по стране, к «финансовому выравниванию» не привлекались. Однако сформированная прогрессивная шкала выглядит очень неравномерно: так, земли, имеющие показатель финансовых возможностей 100—101% от среднего уровня по стране, уплачивают в фонд «финансового выравнивания» лишь 15% от соответствующей разницы, в то время как земли, чьи финансовые возможности находятся в интервале 101-110%, — уже 66%, а свыше 110% - 80% /5, с. 46/.
Остаточное выравнивание диспропорций осуществляется за счет такого инструмента, как дополнительные финансовые отчисления федерации. Статья 107-2(3) Конституции Германии говорит о том, что федерация из своих средств может осуществлять окончательное выравнивание диспропорций, остающихся после осуществления «финансового выравнивания» между землями — так называемое вертикальное выравнивание с горизонтальным эффектом.
В ноябре 1999г. Конституционный суд Германии обязал законодательную власть к 2005 г. провести реформу системы межбюджетных отношений с упором на горизонтальное бюджетное выравнивание. "Богатые" земли жаловались, что они вынуждены слишком много платить для бюджетного выравнивания земель.
Новый Закон о бюджетном выравнивании был одобрен парламентом Германии в декабре 2001 г. Он вступил в силу с 1 января 2005 г. и утрачивает действие после 31 декабря 2019 г ./ 6, с. 67/.
В соответствии с новым законом существующий способ распределения доходов от НДС между землями сохранился с несколькими незначительными поправками. Речь идет о распределении 25% доли земель тем землям, где доход от налогов на душу населения ниже среднего налогового дохода надушу населения по всем землям. В противоположность к прежнему регулированию, согласно которому налоговые доходы на душу населения по всем землям достигали в среднем 92%, дополнительные доходы от НДС будут распределяться по определенной формуле и следующему принципу: чем ближе уровень налоговых доходов на душу населения земли к среднему национальному уровню налоговых доходов, тем меньше дополнительных доходов от НДС эта земля получит.
Произошли изменения в отношении трансфертов между землями с целью выравнивания бюджетной обеспеченности. Новый Закон о бюджетном выравнивании определил, что налоговый потенциал земли должен складываться из 64 процентов всех налоговых доходов местных органов власти, а не из 50 процентов, как это происходит ранее. Это ведет к дополнительным платежам со стороны 4-х так называемых «земель—доноров» остальным 12-ти землям.