ФРГ и РФ: сравнительный анализ доходной части федерального бюджета
Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП).
Формирование доходов определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная (Приложение А). В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10; 7/10 и 1/3 (Приложение Б)./26, стр.54/
В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.
Проведем сравнительный анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ и ФРГ в 2006-2010 гг. в РФ и ФРГ. Рассмотрим сначала налоговые доходы ФРГ (Приложение В). В 2008году их объем в абсолютном выражении составил 216,8 млрд. евро. По сравнению с 2006 годом налоговые доходы увеличились на 14,6 млрд. евро, а к 2010г. планируется их увеличение еще на 8,9 млрд. евро. В общем с 2006 и до 2010 налоговые поступления должны четкую тенденцию к увеличению (Приложение Г). рассмотрим подробнее динамику основных налогов ФРГ:
1. Налогом на добавленную стоимость облагается вся система частного и общественного потребления. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого «входного» НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Плательщиками НДС являются предприниматели, т, е. лица, самостоятельно занимающиеся предпринимательской деятельностью или профессиональной деятельностью. Только предприниматели имеют право вычитать «входной» налог. Не платят налог предприниматели с местонахождением в Германии, свободном порту или в определенных районах прибрежных вод, оборот которых с НДС в предшествовавшем году не превышал определенной суммы. Объектом импортного налога на добавленную стоимость является ввоз предметов с территории третьих стран на национальную территорию. Отправной точкой определения налоговой базы импортного НДС является таможенная стоимость ввозимого товара./25, стр. 75/
Из диаграммы видно (Приложение Д), что в 2008 г. наибольший удельный вес имеет НДС(36,12%). Этот налог с 2006 по 2009 имеет в относительном выражении динамику к снижению, но в 2010г. предполагается незначительное увеличение. В абсолютном выражении НДС увеличится с 74,1 до 78,3 млрд. евро (на 4,2 млрд. евро). В плановом периоде предполагается дальнейшее его увеличение. Предполагается, что к 2010 г. по сравнению с 2008г. он увеличится еще на 2,6 млрд. евро. Темп роста с 2006 по 2008г. составил 105,6%.
2. Налоговая система ФРГ опирается, так же, на подоходный налог. Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Подоходный налог взимается с физических лиц (причем, если они постоянно проживают в Германии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они еще не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он дает немногим меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания — путем вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.