Заключение
На региональный сайтах ФНС РФ стали публиковаться «черные списки» фирм-однодневок, не сдающих отчетность или сдающих нулевые балансы, список «недобросовестных» контр агентов, на сайте ФНС РФ публикуется реестр дисквалифицированных лиц, список адресов массовой регистрации фирм и даже стали появляться списки подозрительных зарубежных (оффшорных) компаний.
В январе 2008 года в целях повышения эффективности администрирования налогоплательщиков произошла реорганизация центрального аппарата ФНС РФ. Так, например, все налоги будут контролироваться одним управлением (сейчас администрирование дифференцируется по видам налогов и статусу налогоплательщиков, что является нерациональным).
Налоговиками созданы и активно пополняются специальные региональные и федеральные электронные базы данных (ЮЛ-КПО, КСНП, фирмы-однодневки, «коллекции» налоговых схем, компании, уличенные в схемах и т.д.). Уже давно налоговые органы обмениваются между собой информацией, полу чают и запрашивают ее у банков и других контрольных структур в электронном формате, что существенно повышает мобильность и эффективность их работы.
К концу 2008 года ФНС был разработан специальный программный комплекс для автоматического отбора фирм для проверок (до этого времени существовали только программы по администрированию отдельных налогов, например, по НДС).
Количество выездных проверок в 2008 году кардинально уменьшилось, а их результативность повысилась, поскольку новые методы администрирования налогоплательщиков позволяют выявлять «схемотехников» и без выездных проверок. Кроме того, ФНС переходит на перспективное (на год вперед) планирование проверок, о чем говорится в Письме ФНС от 22.10.07 г. № ШТ-14-06/396дсп.
Надо также отметить весьма существенный рост профессионализма сотрудников налоговых органов, которые в настоящее время вооружены секретными методичками и инструкциями по выявлению налоговых схем, в первую очередь НДС, ЕСН и налог на прибыль. Разработаны специальные инструкции и под конкретных налогоплательщиков, например, Методические рекомендации по выявлению схем уклонения от налогообложения, используемых строительными организациями, утв. Приказом ФНС РФ от 21.04.04 г. № 06-3-06/425дсп. Неплохо отработаны и методики выявления фирм-однодневок, которые как объект для проверки налоговиками не интересны, а необходимы для выхода на их бенефициаров и заказчиков схем.
Налажена работа по оперативному взаимодействию с правоохранительными органами, которые все чаще привлекаются к проведению проверок, выполняя особые поручения налоговиков или самостоятельно в режиме оперативно-розыскных мероприятий разрабатывают подозрительных налогоплательщиков. Статистика уголовных дел также весьма красноречива: число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за налоговые преступления (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ) ежегодно увеличивается на 25-30%
Что касается банальной «обналички», которая выводится из оборота налогоплательщиков также через фирмы-однодневки посредством фиктивных договоров, то в этом секторе успешную борьбу ведут банки. За последний год они существенно повысили свои тарифы на обналичивание, ввели жесткие меры мониторинга клиентов и операций по их счету (чему способствуют механизмы, предусмотренные ФЗ от 07.08.07 г. о борьбе с отмыванием преступных доходов), предоставляя по электронным каналам связи развернутую информацию о движении средств по счетам налогоплательщиков.
Если же оценить более отдаленные перспективы, то уже не за горами (2010-2011 гг.) принятие поправок в НК РФ, которые призваны установить более жесткий контроль за аффилированными лицами и трансфертным ценообразованием в холдингах, предполагается специальная консолидированная отчетность, декларирование цен с взаимозависимыми лицами, предусматривается даже специальная возможность соглашений с ИФНС о ценообразовании, будет введен новый механизм оценки рыночных цен, т.н. «интервал цен», предполагается целая система мер борьбы со схемами с использованием оффшоров.