Тематика проведения выездных налоговых проверок по НДС и пути их решения
3.1.1 Основные признаки «проблемного» контрагента пути решения
Основные этапы при проведении налогового контроля.
Подготовительный или предпроверочный этап в ходе, которого определяются цели и сроки проведения налогового контроля, осуществляется подбор специалистов, предварительное ознакомление с объектом налогового контроля, проводиться изучение «дела» налогоплательщика, наличие сведений в налоговом органе о деятельности налогоплательщика, своевременность предоставления отчётности и уплаты налогов или сборов, предоставление отсрочек, рассрочек или налоговых кредитов.
Основная задача подготовительного этапа – рациональный отбор налогоплательщиков, имеющих показатели, вызывающие сомнения, а также предприятия заявившие льготы, являющихся субъектами малого предпринимательства или имеющих существенный показатель выручки от реализации, плательщиков ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Подготовительный этап проводится с целью повышения результативности проверок
- Технологический этап, основной этап при проведении налогового контроля, в ходе которого осуществляется проведение проверок, то есть, проведение выездного налогового контроля
- Окончательный этап, в ходе которого проводиться оформление результатов налогового контроля, составление справки и актов налоговых проверок, вынесение решений по результатам проверки, передача информации уполномоченным органам о необходимости принятия дополнительных мер (возбуждение уголовного дела), передача материалов в судебные органы, для принудительного взыскания налоговых платежей
- Основная задача подготовительного этапа:
Для сбора информации устанавливается предельный срок проведения налоговых проверок, продлевают его только в особо оговоренных в Налоговом кодексе РФ случаях и ограничиваются основания для повторных проверок. Количество выездных проверок кардинально уменьшается, а их результативность повышается, поскольку новые методы администрирования налогоплательщиков позволяют выявлять «схемотехников» и без выездных проверок.
Кроме того, ФНС перешла на перспективное планирование проверок. Концепция предполагает точечный отбор и «калибровку» кандидатов для выездной проверки на основе тщательного предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, с обязательной оценкой информации из внешних и оперативных источников (регистрационные, надзорные, правоохранительные органы, банки, контрагенты и сотрудники налогоплательщика, интернет, СМИ и т.д.).
Концепция содержит 12 индикативных показателей, совокупность и критичность которых будет являться основанием для выездной проверки, в частности: убыток в течение 2-х и более лет, налоговая нагрузка, рентабельность, зарплата сотрудников ниже среднеотраслевых показателей, доля вычетов по НДС за год превышает 89 %, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), не однократная «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами.
Это — признаки сомнительных контрагентов и сделок, при наличии которых компаниям предлагается добровольно уточнить свои налоговые обязательства. Также востребовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Проверка документов предприятий заявивших о льготах. Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
- Технологический этап, проведение выездного налогового контроля.
После получения решения от руководителя налогового органа о проведении выездного налогового контроля. Проводятся документальные проверки. В них включаются в первую очередь предприятия, допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства. При проведении документальной проверки формируется перечень вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также период, за который она должна быть проведена. Программу проверки утверждает руководитель инспекции или его заместитель. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах осуществляется сначала выборочным способом.