Налог на добавленную стоимость

Главной проблемой в налогообложении в сфере бюджетно-налоговой системы остается ее излишняя централизация (при формальной децентрализации) и фискальная направленность. Формирование эффективной налоговой политики предполагает повышение результативности ее контрольно-регулятивной составляющей.

В этом направлении предлагается осуществить ряд соответствующих мер, в частности;

- разработать подходы и пути повышения эффективности контрольной работы и совершенствования контрольных технологий, в том числе создание более эффективной системы предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Подобная система может быть основана на углубленном автоматизированном камеральном анализе отчетных материалов и экономико-математической модели определения потенциальной суммы налоговых обязательств каждого налогоплательщика;

- разработать автоматизированную систему подготовки регистрации решений, выносимых по результатам проверок;

- внедрить меры по усилению контрольной работы с «фирмами-однодневками» и «анонимными» структурами, организациями, представляющими «нулевые балансы»

- увеличить размер контролируемых службами финансового мониторинга сделок с 20 до 40 тыс., долл.

НДС в мировой практике стал применяться в 60-е годы 20-го века. Он был разработан во Франции в 1954 году, в 1960году его стали применять страны ЕС, в настоящее время его используют 44страны и Россия в том числе. В России впервые его применили 1992 году в самом начале на логовой реформы.

Это косвенный налог и в России он заменил налог с оборота. Налог с оборота устанавливался на предметы роскоши как надбавка к розничной цене. На этом этапе ставку устанавливали на уровне 28% от цены товара. Эта ставка спровоцировала рост инфляции.

НДС в отличие от налога с оборота, многоступенчатый налог, так как сопровождает все продажи на территории страны.

Несколько преимуществ НДС;

- он имеет очень широкую налоговую базу, так как облагаются любые обороты платежа

- данный налог не осознается конечным потребителем, хотя производитель увеличивает цену за счёт налога

- налог легко проверяем, так как все плательщики используют одинаковую налоговую базу

- имеется возможность встречных налоговых проверок с помощью счетов фактур.

Недостатки НДС;

- искажается рыночная цена

- налог перелагается в основном на бедное население

- для плательщика: отвлекаются денежные средства из оборота

НДС-это федеральный налог и с 2005 года он поступает только в федеральный бюджет, а это, как правило, приводит к бюджетному дефициту средств в регионах. Имеет НДС территориальную привязку, то есть он может действовать по тем операциям, которые осуществляются на территории страны. Например: если товар произведен в России и отгружается с ее территории, то Россия признается местом его реализации, а значит, платит НДС владелец товара, который его произвел.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: (ст.143 НК РФ).

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

При экспорте местом реализации является иностранное государство, поэтому в России действует 0% ставка, механизм освобождения от НДС.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Перейти на страницу: 1 2