Выездная проверка
При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого предприятия сравниваются с соответствующими документами и данными предприятий, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности. Данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть обязательно заверены подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, на котором производится встречная проверка.
Для выездных налоговых проверок в процессе сбора ин формации устанавливается предельный срок их про ведения, продлевают его только в особо оговоренных в Налоговом кодексе РФ случаях. Кроме того, в налоговых органах создаются специальные подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, своего рода внутренний аудит. Предполагается также установить, что в случае значительных доначислений решение о направлении акта налоговой проверки налогоплательщику должно быть согласовано с вышестоящим налоговым органом.
30 мая 2007 года ФНС РФ разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, а 27 июня на сайте ФНС были обнародованы Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Концепция предполагает точечный отбор и «калибровку» кандидатов для выездной про верки на основе тщательного предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, с обязательной оценкой информации из т.н. внешних и оперативных источников (регистрационные, правоохранительные органы, банки, контрагенты и сотрудники налогоплательщика, интернет, СМИ и т.д.). Концепция содержит 12 индикативных показателей, совокупность и критичность которых будет являться основанием для выездной проверки, в частности: убыток в течение 2-х и более лет, налоговая нагрузка, рентабельность, зарплата сотрудников ниже среднеотраслевых показателей, доля вычетов по НДС за год превышает 89 %, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), не однократная «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами.
Количество выездных проверок в 2008 году кардинально уменьшилось, а их результативность повысилась, поскольку новые методы администрирования налогоплательщиков позволяют выявлять «схемотехников» и без выездных проверок. Кроме того, ФНС переходит на перспективное (на год вперед) планирование проверок, о чем говорится в Письме ФНС от 22.10.07 г. № ШТ-14-06/396дсп.
Надо также отметить весьма существенный рост профессионализма сотрудников налоговых органов, которые в настоящее время вооружены секретными методичками и инструкциями по выявлению налоговых схем, в первую очередь НДС, ЕСН.
Разработаны специальные инструкции и под конкретных налогоплательщиков, например, методические рекомендации по выявлению схем уклонения от налогообложения, используемых строительными организациями, утв. Приказом ФНС РФ от 21.04.04 г. № 06-3-06/425дсп.
В законопроекте прописаны специальные нормы по представлению документов, согласно которым налоговые органы не мо гут потребовать их нотариального заверения — вполне достаточно, чтобы они были заверены в самой проверяемой организации, так же теперь никакие документы не могут быть затребованы повторно. Исключение из этого правила предусмотрено лишь в форс-мажорных ситуациях. Проект
на много тщательнее и подробнее регламентирует камеральные, выездные и повторные налоговые проверки.