Особенности доминирования на финансовых рынках
Доминирующее положение финансовой организации - это объем финансовых услуг, которые она предоставляет на рынке, если этот объем услуг дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке или затруднять доступ на этот рынок другим организациям. Такова качественная характеристика доминирования.
Доминирующее положение оценивается с учетом:
продуктовых (товарных) границ рынка, т.е. определяется вид финансовой услуги;
географических границ рынка. В данном случае критерием является место предоставления финансовой услуги потребителям. Согласно п. 2 Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194) место предоставления финансовой услуги - это место нахождения финансовой организации, указанное при регистрации в налоговом органе этой организации или ее филиалов.
Однако согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ речь идет о постановке на учет в налоговых органах, которая, в свою очередь, проводится по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений. В соответствии со ст. 11 НК РФ место нахождения организации - это место ее государственной регистрации. А согласно Закону о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при регистрации организации ее местом нахождения считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
Таким образом, при определении географических границ финансового рынка во внимание принимается формальный критерий, а не экономическая характеристика, которая используется при определении границ товарного рынка (исключение - местом оказания услуг на рынке ценных бумаг считается место заключения договора управляющего с клиентом).
При определении нормативов доминирования нужно различать следующие виды рынков:
а) региональный рынок финансовой услуги, который соответствует территории субъекта РФ;
б) федеральный рынок финансовой услуги, который соответствует территории Российской Федерации в целом.
Для негосударственных пенсионных фондов (см. Приказ МАП России от 6 мая 2000 г. N 337а) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что НПФ осуществляет деятельность более чем в двух субъектах РФ. Количественная характеристика доминирования - это объем сформированного пенсионного резерва.
Для страховых организаций, перестраховщиков и обществ взаимного страхования (см. Приказ ФАС России от 10 марта 2005 г. N 36) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что страховщик имеет не менее двух дочерних (зависимых) обществ, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, либо сам страховщик осуществляет деятельность более чем в двух субъектах РФ. Количественная характеристика оборота - это общий объем собранной страховой премии.
Для лизинговых организаций (см. Приказ ФАС России от 23 сентября 2005 г. N 213) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что лизинговая организация осуществляет деятельность не менее чем в двух субъектах РФ. Количественной характеристикой оборота лизинговых услуг является общая стоимость всех действующих договоров лизинга за вычетом лизинговых платежей.
Для управляющих ценными бумагами (см. Приказ ФАС России от 23 сентября 2005 г. N 212) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что управляющий осуществляет деятельность не менее чем в двух субъектах РФ. Количественной характеристикой оборота услуг по доверительному управлению ценными бумагами является общая стоимость имущества, находящегося в доверительном управлении, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета.