Заключение
Налоговая система Российской Федерации является многоуровневой, сложной, многочисленной в отношении видов налогов, изымающими значительную часть доходов у юридических и физических лиц, имеющими огромный штат налоговых органов. Налоги в настоящее время не только предмет спора внутри страны, но и предмет международных споров.
В общем-то, обе противостоящие стороны – налогоплательщик и государство с его налоговыми органами – одинаково сходятся на том, что современная налоговая система кардинально нуждаются в радикальном упрощении, а налоговые ставки – в уменьшении и упорядочении, в осмыслении и логико-математическом обосновании.
В настоящее время бытует мнение, что главным противником упрощения налоговой системы являются ученые и консультанты, получающие за свою работу деньги. Это абсолютно неверно. Роль тех и других сводится к обоснованию наиболее оптимальных вариантов налоговых систем, сглаживающих существующие противоречия между государством и налогоплательщиками.
В настоящее время обсуждаются интересные проекты упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при которой обложению будут подвергаться только суммарные доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.
Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы практически реализуются во многих странах. Снижение ставок хотя и не самый кардинальный путь совершенствования налоговых систем, но важный этап в снижении налогового бремени налогоплательщиков и повышения экономического и социального развития страны.
В условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства.
Анализ достижений стран, лидирующих на мировом рынке, показывает, что большинство из них путем налоговой конкурентоспособности решает успешно следующие основные задачи:
– установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых;
– отказ от прогрессивных систем налогообложения для основной массы получателей доходов;
– установление определенных правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции полностью освобождаются от налогообложения.
В этом плане Россия отстает от ряда стран. Доказательством тому является значительный отток национальных капиталов за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому является не только недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и иностранному налогоплательщику. В налоговой политике важно опираться не только на опыт собственной страны, но использовать ценное и полезное других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система.[8]
[1] Жевакин С.Н. Общие проблемы налоговой системы РФ // Государство и право. 2005. № 1. С. 71- 78.
[2] Ашмарина Е. М. некоторые проблемы современного налогового права России. // Государство и право. 2003. № 3. С. 50 – 57;
[3] Налоговый кодекс РФ
[4] НДС у предприятий общественного питания Н.Н.Шишковедова «Главбух,№8,2006
[5] Пансков В. Г. «Налоги и налогооблажение в РФ» М,2006
[6] Александров И. М. «Налоговая система России» Просвещение.:М.,2005;
[7] Переверзева Е.В. Налоговая система и налоговое законодательство РФ: проблемы взаимодействия и развития // Волгоград: Издательство ВолГУ, 2004 ( Библиотека юридической клиники. Вып. 2 )
[8] Жевакин С.Н. Общие проблемы налоговой системы РФ // Государство и право. 2005. № 1. С. 71- 78.