Методика построения налоговой системы
В основу методик построения налоговых систем могут быть положены различные научные методы: системного, комплексного и целостного подходов, аналитический, статистический, сравнительной оценки и другие методы (способы и приемы), в том числе логико-математический, на котором строится приводимая ниже методика.
1. Определить (рассчитать) необходимую потребность денежных средств, закладываемых в соответствующий бюджет и потребных для решения задач органом власти (федеральным, региональным, местным):
Д = Д + Д
б н д
Д – бюджет соответствующего территориального образования; б
Д – часть средств бюджета, образуемая за счет поступления налогов н и сборов соответствующего территориального образования;
Д – часть средств бюджета, образуемая за счет налоговых д поступлений соответствующего территориального образования.
2. Определить состав бюджета соответствующего территориального образования (федерации, субъекта федерации, местного самоуправления), формируемого за счет статей налогов и сборов, покрывающих расходы (на выполнение проектов и решение задач соответствующим органом власти):
Д = Д – Д
н б д
3. Определить задачи в сфере налогообложения, и построении (совершенствовании) налоговой системы в целом: какие задачи должна решить налоговая система, чего необходимо достигнуть, какая нужна налоговая система, какое должно быть законодательство (правовая база) и т.д.
4. Предъявить требования к налогообложению и налоговой системе в целом, чтобы система была способна выполнять задачи, стоящие перед территориальным образованием, и «смягчить» противоречия, существующие в действующей системе.
5. Определить принципы, которые должны быть положены в основу налоговой системы и налогообложения, удовлетворяющие требованиям и решаемым задачам соответствующих территориальных образований (федеральным, территориальным, местным).
6. Выявить противоречия в сфере налогообложения и самой налоговой системе, наметить пути разрешения противоречий с учетом предъявленных к налоговой системе требований и принципов, положенных в основу системы налогообложения.
7. Выявить проблемы в системе налогообложения, наметить пути их разрешения с учетом предъявленных к налоговой системе требований и принципов, положенных в основу системы налогообложения и построения налоговой системы в частности.
8. Разработать систему видов налогообложения (налогов и сборов) субъекта налога с учетом классификационных признаков.
9. Определить объекты налогообложения для разрабатываемой системы по видам налогов и сборов соответствующего территориального образования (федерального, территориального, местного).
10. Рассчитать налоговую базу каждого из видов налога и сбора соответствующего уровня территориального образования (федерального, регионального, местного).
11. Рассчитать (установить) налоговые ставки по каждому виду налога и сбора соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного).
12. Определить единицу (масштаб) каждого вида налога (сбора) соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного).
13. Установить субъектов налога (налогоплательщиков – юридических и физических лиц).
14. Организовать учет субъектов налога (налогоплательщиков).
15. Разработать (при необходимости) систему льготных мер для субъектов налога и объектов налогообложения.
16. Организовать сбор данных о реальных или предполагаемых доходах субъектов налога (налогоплательщиков).
17. Рассчитать сумму налога, уплачиваемую субъектом налога (сбора) с объекта налогообложения.
18. Определить порядок исчисления всех видов налогов и сборов, налоговый период, порядок и сроки уплаты налогов и сборов субъектами налога.
19. Проанализировать существующую систему видов налогов, налоговую систему в целом, порядок изъятия доходов, выявить возможные варианты ухода субъектов налога от уплаты налогов (сборов) с учетом объектов налогообложения, льготных условий и органов, осуществляющих изъятие налогов и организующих контроль за их уплатой.
20. Определить систему налоговых органов, осуществляющих изъятие налогов и сборов с учетом принципа оптимизации или эффективности работы органов.
21. Законодательно определить систему налогообложения (принять соответствующие законодательные акты), в том числе закрепить права и обозначить субъектов налога, налоговых органов власти соответствующих территориальных образований (федеральных, региональных, местных).
22. Рассчитать ориентировочный (расчетный) доход, поступающий в соответствующий территориальный бюджет (региональный, местный, федеральный) по всем видам налогов от всех субъектов налога, в соответствии с пунктом 14 настоящей методики.