Налоговая система Соединенных Штатов Америки
Бюджетное устройство американской федерации регламентируется Конституцией США, принятой в 1787 году.
Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней:
1. Федеральный бюджет;
2. Бюджеты 50 штатов – членов федерации;
3. Бюджетов 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, тауншипов и т.п.).
Федеральный бюджет в США представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Бюджетные доходы состоят из налоговых и неналоговых поступлений, причём первые составляют большую часть. Финансовую стратегию государства определяет администрация президента.
Важное место в системе государственных финансов занимают специальные фонды, функционирующие как самостоятельные финансовые учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Доходы фондов формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также средств федерального бюджета. К ним относятся:
1. Фонды социального страхования – по старости, по случаю потери кормильца, здоровья и др.;
2. Экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий;
3. Научно-исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования;
4. Военно-политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента, за счёт которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность, и другие.
Бюджетные доходы собираются более чем в 10 тысячах банковских учреждениях, действующих на территории всей страны, и ежедневно аккумулируются в 12 банках Федеральной Резервной Системы. В конце рабочего дня (по установленному графику) остатки неиспользованных бюджетных средств перечисляются указанными 12 банками на генеральный счёт Нью-Йоркского банка ФРС. Банковские учреждения независимо от форм собственности располагают (по совокупности) общими остатками бюджетных средств (так называемая «подушка») в размере 60 млрд. долларов. В случае недостаточности доходов производится временное использование средств, остающихся на счетах в виде указанной «подушки». Хранение остатков бюджетных средств осуществляется под залог государственных, ценных бумаг в банках ФРС. В соответствии с расчётами Бюджетного Управления Конгресса, при сохранении текущего курса, суммарные федеральные доходы в 2004 году составят 1 980 миллиардов долларов. Уровень налоговых поступлений снизится по сравнению с 2003 годом примерно на 10 миллиардов или на 40 миллиардов по сравнению с уровнем 2004 года.
Сочетание экономических условий и нового налогового законодательства вызовет в 2004 году замедление роста федеральных доходов пор сравнению с ростом ВНП: после этого доходы будут расти примерно одинаково с ВНП до 2011. Начиная с этого года, прогнозируется резкое возрастание доходов вследствие прекращения политики урезания налогов, начатой в 2003 году. Доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов.
Источниками федеральных доходов являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налоги социального страхования, акцизы, налоги на имущество и на дарение, таможенные пошлины. Налог на доходы физических лиц даёт почти половину всех доходов и составляет почти 10% ВНП. Налоги на социальные страхования – это второй важнейший источник поступлений, составляющий примерно треть общих поступлений и чуть меньше 7% ВНП. Вклад налога на прибыль корпораций – 10% совокупных доходов. Поступления от остальных налогов и прочих разнообразных источников, включающих прибыль Федеральной Резервной Системы, дополняют баланс и составляют примерно 1,5% ВНП.