Выводы.
В силу рассмотренных выше причин финансовые посредники часто предлагают «финансовый продукт» по меньшей цене, чем индивидуальные участники рынка. В противном случае индивидуальным участникам рынка выгоднее самим создавать свой «финансовый продукт» и выходить с ним на рынок прямых кредитов. Поэтому финансовые посредники существуют благодаря тому, что при создании многих «финансовых продуктов» в малых количествах величина издержек на совершение сделок оказывается слишком высокой. Если же эти издержки относительно невысоки или если потребность в данном «продукте» возникает часто, что позволяет сократить их за счет эффекта масштаба, то индивидуальный участник рынка сможет сам заниматься его созданием.
При создании «финансового продукта» посредники оказывают пять основных вида услуг.
1. Дробление суммы займа.
Обязательства, выпускаемые финансовыми посредниками, могут иметь различные номиналы — от одного доллара до многих миллионов. Это становится возможным благодаря тому, что посредник объединяет средства многих вкладчиков и инвестирует их впоследствии в прямые требования различного достоинства. Такая услуга особенно важна для мелких вкладчиков, не имеющих достаточных сумм для самостоятельного выхода на рынки прямых кредитов.
2.
Перевод одной национальной валюты в другую.
Многие американские компании экспортируют товары и услуги в другие страны, но немногие люди, живущие в США, готовы финансировать зарубежную деятельность этих компаний через покупку прямых финансовых требований, оформленных в иностранной валюте. Финансовые посредники помогают финансировать мировую экспансию американских корпораций при помощи покупки финансовых требований, выставленных в одной национальной валюте, и продажи требований, номинированных в других валютах.
3. Установление гибкой системы сроков погашения.
Финансовые посредники выпускают ценные бумаги с широким диапазоном сроков погашения — от 1 дня до 30 лет. Срок погашения вторичных требований устанавливается с учетом интересов кредитора (он обычно короче срока погашения прямых требований заёмщика). Например, средства ссудно-сберегательных ассоциаций формируются за счет вкладов на сберегательных счетах и продажи сберегательных сертификатов, а инвестируются в долгосрочные потребительские ипотечные ссуды.
4.
Диверсификация риска неплатежа.
Благодаря тому, что активы финансовых посредников формируются из разнообразных (выпускаемых различными заёмщиками) требований, они получают возможность более равномерно распределять риск по собственным ценным бумагам. Если колебания цен различных составляющих портфеля мало связаны между собой, то его стоимость будет достаточно стабильной. Диверсификация портфеля является отражением мнения о том, что «не следует класть все яйца в одну корзину», где они могли бы «разбиться» все одновременно. Например, если портфель составлен из разных бумаг и эмитент одной из них окажется неплатежеспособным, то общая доходность портфеля пострадает незначительно. Однако инвесторы, вложившие в эту ценную бумагу все свои средства, понесут значительные убытки.
5. Обеспечение ликвидности.
У большинства потребителей момент получения доходов редко совпадает с моментом возникновения потребности в деньгах. По этой причине большинство экономических субъектов предпочитают держать часть активов, имеющих низкие трансакционные издержки, в удобной для перевода в денежные средства форме. Многие «финансовые продукты», создаваемые посредниками, высоколиквидны. Например, чековый счет позволяет потребителю приобретать активы или оплачивать задолженности с минимальными трансакционными издержками.
Таким образом, параметры выпускаемых финансовыми посредниками непрямых требований разрабатываются с учетом интересов заёмщиков. Обычно посредники специализируются на одном или нескольких типах услуг, служащих источниками их доходов:
1) дроблении номинала,
2) снижении риска инвестирования,
3) установлении приемлемых сроков погашения,
4) повышении ликвидности.
Кредиторы и заёмщики, в свою очередь, готовы оплачивать эти услуги до тех пор, пока их стоимость не превысит издержек операций на рынке прямых кредитов.
Кредиторы и заёмщики делают свой выбор между рынком прямых кредитов и рынком опосредованного кредитования в зависимости от того, какой из них лучше подходит для достижения их целей. Обычно потребители, осуществляющие на рынке операции на небольшие суммы (розничные сделки), считают, что взаимодействие с посредниками сопряжено для них с меньшими издержками. Напротив, экономические субъекты, совершающие операции на крупные суммы (оптовые сделки), могут переходить с одного рынка на другой в зависимости от того, где предлагается более выгодная процентная ставка.