Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка.

Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золотовалютные резервы.

30 января 1998г. Совет управляющих МВФ в завершение одиннадцатого пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%. 22 января 1999г. это решение вступило в силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.).

После этого увеличения квоты распределены следующим образом: США – 17,5%, Япония – 6,3%, Германия – 6,1%, Великобритания – 5,1%, Франция – 5,1%, Италия – 3,3%, Канада – 3,0%, Россия – 2,8%.

МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам – членам для двух целей:

1) для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков;

2) для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют.

Первая порция иностранной валюты, которую страна – член может приобрести в МВФ – в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», а с 1978г. – «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны – члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре «кредитные доли» или транша, составляющие по 25% квоты.

Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» кредитов. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны – заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда, будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении.

Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной – заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Эта программа называется с конца 80-х годов «программой экономической реформы».

Степень детализации предъявляемых Фондом условий кредитов различна – от общих обязательств страны сотрудничать с Фондом в выработке экономической политики до определения мер финансовой политики, предусматривающих конкретные количественные показатели.

Группа Всемирного банка – это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная ассоциация развития (МАР); Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Деятельность структур, входящих во Всемирный банк, подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.

Всемирный банк – это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Перейти на страницу: 1 2