Страхование как один из методов риск-менеджмента в сфере мировой торговли
В подавляющем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования. В круг вопросов морского страхования входят: страхование морских судов (каско), страхование перевозимых грузов (карго) и страхование ответственности судовладельцев.
В практике страхования судов применяются различные условия, объединяющие определенную группу рисков.
• По условиям "с ответственностью за гибель и повреждение" возмещению подлежат:
а) убытки от повреждений или полной гибели судна вследствие стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или со всякими неподвижными или плавучими предметами, включая лед, и т.д., включая небрежности или ошибки капитана, механика, других членов команды или лоцмана;
б) убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
в) убытки от пропажи судна без вести;
г) убытки, взносы и расходы по общей аварии;
д) убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;
• Условия "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" по объему ответственности страховщика более ограничены. При этом риски убытки от полной гибели судна возмещаются полностью, а убытки от повреждений - только в тех случаях, если они явились следствием крушения судна. Подлежат возмещению также:
убытки от пропажи судна без вести;
убытки, взносы и расходы по общей аварии;
убытки, которые судовладелец обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;
все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, а также по уменьшению и определению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.
Есть и другие виды (условия) страхования ответственности при морских перевозках грузов. Например:
• "без ответственности за частную аварию";
• "с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению";
• "с ответственностью только за полную гибель судна".
Во всех случаях не возмещаются убытки, произошедшие вследствие умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей.
Страховщик может принимать участие в мерах по спасению и сохранению застрахованного судна, давать советы и т.п.
В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении сделки.
Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.
• Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость (товара), страхование и фрахт.
При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы об отправке.
По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.
Широкое распространение сделок СИФ в международной торговле привело к необходимости выработки специальных международных правил по их толкованию.