Международные аспекты ФМ. Финансовые риски в этой сфере
Хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, финансовыми и интеллектуальными ресурсами называется внешнеэкономической деятельностью.
Формы внешнеэкономической деятельности:
1) Внешняя торговля,
в том числе:
товарами,
интеллектуальной собственностью,
услугами,
информацией;
2) Международное инвестиционное сотрудничество;
3) Международная производственная кооперация;
4) Валютные и финансово-кредитные операции.
Основным видом внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, причём по законодательству РФ практически любое предприятие может самостоятельно выходить на внешний рынок.
Разумеется, выбор товара для внешней торговли должен сочетаться с изучением перспектив сбыта данной продукции. Это – изначальное условие ФМ.
Затем выбирается зарубежный партнёр по сделкам. При этом важно получить предварительно из независимых источников информацию о степени его добросовестности при исполнении обязательств и о том, каково положение партнёра на соответствующем рынке: является ли он самостоятельным производителем, потребителем или только посредником.
Конечно, важно знать финансовое положение будущего партнёра.
Только затем можно организовать переговоры о намерениях.
Результатом переговоров может стать контракт о совместной деятельности.
Организуя управление своей внешнеэкономической деятельностью, предприниматели могут опираться в ней на помощь (содействие) Представительств РФ, аккредитованных в разных странах, а также на содействие Федеральной службы РФ по валютному и экспортному регулированию.
Для развития внешнеэкономической деятельности предприятиям могут быть выделены бюджетные средства.
Отдельные предприятия могут объединяться в ассоциации и союзы для совместного ведения внешнеэкономической деятельности в отраслевом или территориальном масштабах.
Финансовый менеджмент осуществляется более эффективно, если есть возможность привлекать иностранные инвестиции в виде новейшей по мировым стандартам техники и технологии.
Однако здесь необходимо знать те требования, которые предъявляют зарубежные партнёры к российским предпринимателям.
Об этом достаточно подробно писали руководители известной фирмы "Эрнст энд Янг". Вот, примерно, их видение совместного бизнеса.
Прежде чем идти на первичные переговоры с потенциальным зарубежным инвестором, российскому предпринимателю надо определить (рассчитать) и оценить прибыльность предполагаемого инвестиционного проекта, так как инвесторам нужны гарантии того, что проект действительно жизнеспособен и заслуживает детального совместного рассмотрения.
В бизнес-плане проекта необходимо дать общий обзор деятельности существующего предприятия, привести основные события его истории, описать реализуемую стратегию.
Инвестора будут интересовать размеры и формы уже используемых инвестиций и тот дополнительный объём вложений, который необходим для данного конкретного проекта.
Тут же инвестора будет интересовать, на какой рынок рассчитана проектная продукция, её основные виды и финансовый прогноз результативности проекта.
Следующий вопрос, который может задать инвестор, это вопрос об организационной структуре предприятия (объединения предприятий и филиалов), сохраняемой или обновляемой для целей осуществления инвестиционного проекта.
Далее могут быть вопросы:
- есть ли и сохранятся ли неосновные виды деятельности, в том числе социального назначения;
- нужно ли увеличивать существующие производственные мощности предприятия;
- какова система снабжения предприятия материально-сырьевыми ресурсами;
- существующая и планируемая система сбыта продукции;
- характеристика систем транспортировки и хранения сырья, материалов и готовой продукции;
- степень квалифицированности управленческих кадров предприятия;
- состав и квалификация рабочих кадров;
- наличие и формы финансового контроля за деятельностью предприятия;