«Денежная эмиссия в системе экономического регулирования».
Регулирующая эмиссия вносит временные корректировки в состав и структуру денежной массы. Она проявляется в рамках конкретных методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики центрального банка: изменения учетной ставки, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке и др. Методы и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка могут быть нацелены на изменение не только объема, но и структуры денежной массы, ликвидности ее инструментов. В данном случае мы имеем дело с обменно-регулирующей эмиссией, когда отдельные элементы денежной массы заменяются один другим с целью регулирования ее состояния.
В операциях по замене денег, потерявших свою платежеспособность, по сути, также происходит денежная эмиссия, которую можно определить как обменную эмиссию. Она не изменяет объем и структуру денежной массы, но поддерживает ее функциональность. Конверсионная эмиссия происходит при смене в структуре денежной массы отдельных денежных инструментов. Она приводит к изменению качественных характеристик и формированию иных функций ее конкретных элементов. Так, расчетные инструменты, например банкноты, в ходе конверсионной эмиссии могут сменяться на специализированные – коммерческие ценные бумаги, инвестиционные – долговые и долевые ценные бумаги или на сберегательные – слитки и монеты из драгоценных металлов. Возможна и обратная конверсионная эмиссия при их реализации или погашении.
В настоящее время непосредственно под деньгами понимаются инструменты или активы, которые в безусловном порядке и в неограниченном объеме могут быть использованы в качестве законного признанного платежного средства. Они могут быть использованы всегда, везде и в любом количестве для оплаты товаров и услуг. Это, прежде всего инструменты, которые обладают официальным статусом денежных знаков в наличной и безналичной форме: банкноты, разменные монеты, специальные памятные и юбилейные монеты, казначейские билеты и т.п. Вместе с тем в условиях глубоких экономических, политических и денежных кризисов официальные денежные знаки в существенной степени могут потерять свою функциональность. В таких ситуациях денежными функциями могут быть наделены отдельные потребительские товары, так называемые вторичные эквиваленты, а также различные денежные суррогаты. Деньгами может быть любой актив, выполняющий на том или ином временном отрезке денежные функции или, по крайней мере, часть из них.
В этой связи денежную эмиссию следует классифицировать по объектам эмиссии или денежным инструментам. Помимо официальных денежных знаков, эмитируемых центральным банком, можно выделить денежные инструменты, официально разрешенные к использованию в качестве расчетного и платежного средства, однако имеющие ограниченную сферу обращения: векселя, некоторые виды государственных ценных бумаг и др. Их эмиссия носит ярко выраженный регулирующий характер с высокой степенью избирательности. Следующую группу составляют денежные активы, не обладающие статусом законных платежных и расчетных средств, но используемые в качестве расчетных и инвестиционных инструментов в отдельных конкретных операциях по договоренности контрагентов, – государственные долговые ценные бумаги, кредитные деньги стандартной эмиссии: облигации, финансовые фьючерсы и др.; кредитные деньги банковской нестандартной эмиссии: депозитные и сберегательные сертификаты, банковские акцепты; кредитные деньги небанковской нестандартной эмиссии: долговые расписки, закладные, варранты, коносаменты, форвардные контракты и др. Денежные инструменты последних двух групп можно охарактеризовать как квазиденьги. Наконец, можно выделить «историческую» группу инструментов денежной эмиссии. Она может рассматриваться в основном в познавательном плане. Хотя не исключены рецидивы использования в денежном обороте в условиях кризисов или дефицита официальных денежных инструментов драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов открытой и закрытой чеканки, а также других ценностей. Этот тип эмиссии можно назвать естественно-регулирующим, так как включение ее объектов в денежный оборот, нейтрализующее дисбалансы денежного обращения, происходит помимо желания и воли правительства и центрального банка. При этом подрывается их репутация, сводятся на нет цели и установки денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, эффективность эмиссионного регулирования.